15 апреля 2021 19:36

Тепло земли

Железнодорожники внедрили систему геотермального обогрева стрелочных переводов

На станции Дача Долгорукова Октябрьской магистрали успешно внедрили первую в нашей стране систему нагрева устройств пути с использованием тепла земли.

Подачу тепла к устройствам пути будет регулировать компьютер
Как рассказал директор института «Гипротранссигналсвязь» – филиала ОАО «Росжелдорпроект» Виктор Мехов, новшество, выполненное в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», обеспечивает значительную экономию электроэнергии.

По расчётам специалистов, на обогрев стрелок расходуется всего 18,4 кВт/ч в сутки при постоянной работе системы. При этом из скважин глубиной несколько десятков метров насос поднимает воду температурой до 50 градусов.

Затем она по теплообменникам подаётся к стрелочному переводу, разогревая его. Таким образом, в холодное время года с рельсов удаляются наледь и снег. В результате стрелочные переводы устойчиво работают даже в самые сильные морозы и снегопады.

Несмотря на то что первоначальные инвестиции в данную систему достаточно существенные, они должны окупиться всего за несколько лет. Ведь в проекте используются практически неиссякаемые источники энергии из недр земли.

Кроме того, тепло для обогрева устройств пути можно получать из подпочвенного грунта, подземной, сточной, технологической воды и даже воздуха.

Не менее важно, что новая технология уменьшает почти на 70% объём вредных выбросов в атмосферу по сравнению с применяемыми в настоящее время аналогичными системами обогрева стрелок.

По словам Виктора Мехова, новшество можно применять в любом радиусе кривого участка пути. Причём оно подходит для всех типов рельсов и стрелочных переводов, а для остряка предусмотрен специальный теплообменник. Все детали рассчитаны на длительный срок службы от 20 до 50 лет.

Система обогрева управляется программой, которую можно приспособить к конкретным условиям работы. Например, подача тепла регулируется в зависимости от наружной температуры воздуха. Она также оснащена аппаратурой удалённого доступа, что позволяет свести всё обслуживание лишь к наблюдению за системой.

В будущем можно будет совместить геотермальный обогрев стрелочных переводов с обогревом пассажирских платформ, складских или погрузочно-разгрузочных площадей. Это особенно актуально в условиях сурового российского климата.

Согласно планам, в следующем году данной системой будут оборудованы 22 стрелочных перевода на станции Нарвская Октябрьской железной дороги.

Андрей Владимиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30