23 октября 2021 23:12

Неутомимый хлопотун

Купеческим словом был заложен участок Екатеринбург - Курган

Железная дорога пришла в Шадринск благодаря 20-летним трудам энтузиаста-предпринимателя Александра Лещёва.

В конце XIX века Урал только обрастал железными дорогами. Был проложен Транссиб. И лишь стоящий в сотне вёрст и от Екатеринбурга, и от Кургана Шадринский уезд оставался в стороне от путей.

Но это был один из центров торговли всего Зауралья. Отсюда вывозились миллионы пудов хлеба. Свои торговые фирмы держали иностранцы. Сюда на ярмарки свозились мясо и рыба, меха и ткани, обувь и лошади. И только здесь можно было купить точильный камень, серу, сургуч, прутовое олово и много чего ещё.

Купцы тужили, понимали, что имеющие железную дорогу соседние города обойдут шадринцев. По железной дороге товар везти – не по санному пути.

Одним оханьем не обошлись, и уже в 1886 году, спустя год после пуска линии Екатеринбург – Тюмень, завалили Министерство путей сообщения ходатайствами: «Нижайше просим железную дорогу».

Не дожидаясь решения МПС, городская общественность Шадринска и уездное земство бесплатно отвели земли под железнодорожное полотно и под вокзал. Выделили 5 тыс. шпал. Решили взять на себя и все расходы по технической рекогносцировке. Поверенным этой важной работы был выбран некто Щицинский, имя которого затерялось в истории. Ему в 1889 году выдали концессию на строительство дороги от Каменского завода Екатеринбургского железнодорожного участка до Шадринска. Но дело не двигалось. Купцам поведение Щицинского не понравилось.

Памятником Александру Лещёбу стала станция, названная б его честь
В 1896 году вступила в строй дорога, которая соединила Екатеринбург и Челябинск. В этих городах стала процветать торговля. А в Шадринске уже на следующий год она сократилась вполовину. Городская недвижимость на треть упала в цене, увеличились налоги и плата за обучение, потеряла прежний размах знаменитая Крестово-Ивановская ярмарка. Шадринск становился захолустьем.

Вот тогда заботы о железнодорожной ветке и взял на себя Александр Лещёв. Потомственный купец, он торговал хлебом, сахаром, гильзами. Среди купцов выделялся активностью и чувством долга, за что не раз избирался гласным городской Думы. Всю жизнь Александр Алексеевич был попечителем богаделен, сиротских приютов, народных училищ, а также тюрем. И за общественную деятельность награждён был золотой и двумя серебряными медалями «За усердие» для ношения на шее на Станиславской и Анненской лентах.

«Неутомимый хлопотун» – так называли Александра Лещёва друзья.
Если пообещал, что разрешение на строительство пробьёт, то так оно и должно было быть. Купеческое слово верное.

С прошением о строительстве дороги побывал Лещёв в Петербурге ещё в 1893 году.

Десять лет колесил он с Урала в столицу, добивался приёма высокопоставленных особ, тратил на дорогу собственные деньги. В 1903 году правительство, наконец, дало согласие на соединение рельсовых путей от Екатеринбурга до Кургана через Шадринск. Благодарные горожане тут же присвоили Лещёву звание почётного гражданина.

А через год грянула Русско-японская война. Тут уже не до строительства было. Разрешительные бумаги оказались под сукном.

Снова Александру Алексеевичу пришлось хлопотать, доказывать выгодность прокладки дороги через Шадринск. Обязанности председателя железнодорожной комиссии для него стали главными, зато размах купеческого дела стал сокращаться.

В сентябре 1910 года в Екатеринбург приехал председатель Совета министров Пётр Столыпин. Задержался всего на три часа – решил вопрос с городскими налогами, дал «добро» на открытие горного института. В плотный график премьер-министра смог-таки втиснуться и Лещёв, который прибыл с целой делегацией. Столыпин выслушал ходоков и сказал: «Надо строить». Доводы купцов оказались убедительными. На этом направлении нет больших рек и все 110 вёрст дороги пройдут по ровной местности. Значит, не потребуется устройства мостов.

К строительству приступили в 1911 году. 25 марта 1913 года Шадринск встречал первый поезд. На площадках по бокам паровоза стояли люди, а впереди всех, размахивая кепкой, - торжествующий Александр Лещёв. Молодёжь вынесла его с паровоза на руках. ...Двадцатилетние хлопоты Лещёва увенчались успехом, но забрали все его силы, подорвали здоровье и окончательно разорили. Через год Александр Алексеевич умер. Случилось это в Перми, в губернской лечебнице для душевнобольных. Шадринская Дума выделила 300 руб. для перевозки тела почётного гражданина города на родину. Похоронили его во дворе построенной им же Покровской церкви.

Уже в советское время, в 1933 году, храм снесли, чтобы возвести на его месте стадион. При строительстве трактор провалился в склеп. Это была могила Александра Лещёва. Перезахоронили его на городском Воскресенском кладбище. Место это, к сожалению, уже стёрло время.

Но не стёрлась память. Именем Лещёва названа улица Шадринска, а на здании вокзала установлена мемориальная доска: «А.А. Лещёву - строителю железной дороги». Но самым большим памятником Александру Алексеевичу стала ближайшая к Шадринску станция, названная его именем.

...За продолжение строительства дороги от Шадринска до Кургана, чтобы соединиться с Транссибом, никто долго не хотел браться. Второго Лещёва не находилось. И только 18 лет спустя, в период индустриализации, возникла необходимость соединить Урал и Зауралье. В 1932 году здесь было открыто товарно-пассажирское ежедневное движение.

Лещёв, радея за прокладку дороги, предвидел будущее. Сегодня со стороны Транссиба по участку от Кургана на Свердловскую дорогу ежедневно проходит до 30 грузовых и пассажирских поездов.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31