11 апреля 2021 18:55

Отведать Малаги

Испанские вокзалы становятся многофункциональными торговыми комплексами



Одновременно с интенсивным развитием высокоскоростного движения в Испании развернулось и строительство вокзальных комплексов, отвечающих не только всем современным транспортным требованиям, но и самым изысканным вкусам пассажиров.

Не так давно группа российских журналистов могла в этом убедиться воочию. Сначала на примере мадридского вокзала Аточа, поразившего прежде всего огромным зимним садом с подпирающими свод раскидистыми пальмами. А затем и в Малаге, куда высокоскоростной Talgo домчал нас, покрыв полтысячи километров, всего за два часа сорок минут.

Строительство местного, назовём его так, вокзально-торгового комплекса с ярким названием Мария Самбрано завершилось шесть лет назад. Как раз накануне прихода в Малагу высокоскоростного сообщения. Фирмой ADIF, курирующей в Испании пассажирские перевозки, совместно с одной из инвестиционных компаний было создано СП. Оно и построило вокзальную махину.

Вокзал Мария Самбрано «не сразу строился». Как рассказал корреспонденту «Гудка» руководитель коммерческого отдела южного департамента вокзалов ADIF Хосе Мигель Морено, отделочные работы в основном выполняли сами торговые компании – под себя. Хотя «место под солнцем» изначально никому гарантировано не было. То есть фирма может прогореть и уйти, а отделочка останется. Что делать, капитализм. Насколько выгодно заниматься бизнесом на вокзале, зависит от тебя самого.

Показатель успешности самый простой: если все столики у тебя заняты посетителями, значит у тебя лучше, дела идут в гору. Места пустуют – извини, точнее, подвинься для другого предпринимателя. И это не говоря о том, что придётся тратиться на аренду, уборку помещений, освещение, охрану. А около 2% от своих арендных платежей компании отчисляют на общую рекламу всего торгового центра.

По словам Хосе Мигеля Морено, наиболее выгодные в коммерческом отношении помещения находятся на первом этаже – там продаются, как правило, одежда, обувь, подарки. Именно они в первую очередь привлекают взоры людей, которые только что пришли на вокзал. Хотя многое зависит и от раскрученности торговых марок. Тот же McDonalds, что расположился на втором этаже, никогда не пустует.

В торговый центр арендаторов подбирают так, чтобы они взаимно дополняли друг друга, а торговля была как можно более разнообразной. И, как ни странно, тут стараются избегать острой конкуренции.
«Если есть магазин с женскими украшениями, то в соседнем мы постараемся заинтересовать мужчин», – говорит Хосе Мигель Морено.

И действительно, основной принцип, который тут свято чтут, – разнообразие товаров и услуг. Плюс максимальное внимание к каждому клиенту.

Всё это сводит к минимуму время пребывания пассажиров в статичном положении. «Посмотрите, у нас очень мало кресел для отдыха пассажиров. Ещё меньше и самих людей, предпочитающих пассивный отдых», – говорит Хосе Мигель Морено.

И как тут не вспомнить весьма распространённую картину на наших вокзалах, где люди в основном сидят. Нет, испанцы тоже любят посидеть. Причём независимо от времени суток. Но не в зале ожидания, а в небольших ресторанчиках. Таковых на вокзалах Испании теперь и не сосчитать.

На обед обычно отводится не менее полутора часов. Примерно столько же мы провели на столичном вокзале Аточа в ресторане под вполне привычным для нашего уха названием – «Самарканда», но до узбекской кухни там так же далеко, как от Испании до Средней Азии. Не обошлось, конечно, и без бокала-другого хорошего красного вина.

Что же касается механизмов распределения доходов арендаторов, то их можно считать общепринятыми. Так, будучи акционером совместного предприятия, компания ADIF имеет и соответствующую долю прибыли. Хотя некоторые услуги компания взяла под полный контроль. Например, подземная двухуровневая парковка на 1300 машино-мест полностью принадлежит железнодорожникам.

Кстати, предлагаются самые разнообразные формы оплаты за парковку. К примеру, если ты сделал покупку в одном из бутиков – предъяви чек и получи два часа бесплатной стоянки. То же самое при предъявлении билета на поезд.

И ещё это место – наглядный пример эффективного использования рекуперации энергии торможения локомотива. Дело в том, что разброс высот на линии Мадрид – Малага довольно ощутим, доходит до 400 м. В результате торможения, уже ближе к Малаге, высвобождается значительная энергия, которую решили использовать.

Через систему трансформаторов она подаётся на ту самую парковку в зарядное устройство - довольно миниатюрное, кстати. А им могут пользоваться все желающие автомобилисты. Причём бесплатно! А повышенная величина тока позволяет к тому же значительно сократить время подзарядки.

Впрочем, тут позаботились о подзарядке не только техники, но и самих людей. О том, что с перекусом тут нет проблем, говорилось выше. Есть ещё и куда потратить поступившую с едой энергию. К вашим услугам -боулинг-клуб, аттракционы, фитнес-центр и многое другое. Как это ни банально прозвучит, но каждый найдёт себе занятие с пользой для души и тела.

Словом, всё делается для того, чтобы вокзал стал для людей местом притяжения. Которое зовёт не только в дорогу. И хотелось бы, чтобы первые намерения, касаемые российско-испанского сотрудничества в использовании вокзальных площадей, принесли ощутимые результаты уже в ближайшее время.

Олег Сергеенко
Мадрид - Малага - Москва


Материалы о железных дорогах Испании были также опубликованы в «Гудке» 12 и 16 октября
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30