11 апреля 2021 21:54

Давление профессии

Ежегодно из-за повышенного артериального давления врачи не допускают к рейсам тысячи машинистов и их помощников. Чтобы не попасть в их число, работники стараются скрыть наличие у них гипертонии и перед осмотрами принимают препараты, снижающие давление. Но такие «игры» не доводят до добра.

Артериальную гипертонию называют молчаливым убийцей, который не разбирает, кого внезапно поразить – чиновника в его кабинете или машиниста, ведущего поезд.

До определённой поры гипертония никак себя не проявляет. Человек может жить с ней и чувствовать себя здоровым. А лет в 45–50 выясняется, что на протяжении многих лет повышенное артериальное давление губило его сосуды, сердце и другие органы.

Гипертония опасна не сама по себе, а тем, что она становится спутником других коварных сердечно-сосудистых заболеваний – ишемической болезни сердца, атеросклероза, которые при ней развиваются гораздо быстрее. На конечной стадии их совместной «деятельности» холестериновые бляшки забивают просветы сосудов, и однажды при очередном скачке давления оторвавшийся тромб запускает фатальный процесс – инфаркт или инсульт.

Именно по степени влияния гипертонии на сердце и другие органы врачи определяют, на какой стадии находится заболевание. При первой стадии никаких сопутствующих изменений ещё нет, на второй – в сердце появляются начальные признаки гипертрофии, минимальные изменения в почках и на глазном дне (склероз сосудов сетчатки), к третьей – человек приходит с уже перенесённым инфарктом или инсультом, хронической сердечной или почечной недостаточностью, серьёзными проблемами со зрением.

У любого из нас на протяжении жизни неоднократно повышается артериальное давление, иногда до очень высоких цифр, например в стрессовых ситуациях. Но если обнаруживается, что его уровень превышен как минимум при трёх измерениях в течение месяца (а всё, что выше 140 на 90, – это уже повышенное давление), врач ставит диагноз «артериальная гипертония».

У работников локомотивных бригад повышенное артериальное давление наблюдается чаще, чем у людей других профессий. Сказывается продолжительное эмоциональное напряжение в сочетании с частыми стрессовыми ситуациями, а также шум, недостаточная физическая активность, ночные смены и многое другое.

Повышение артериального давления часто отмечается после выходных, если на отдыхе работники злоупотребляли алкоголем.

Препаратов, которые гарантированно снижают артериальное давление, создано много. Достаточно приёма одной таблетки всего лишь раз в сутки (делать это рекомендуется утром), и в течение дня поддерживается его нормальный уровень.

По всем нашим приказам людей с гипертонией первой и второй стадий не отстраняют от профессии, хотя и временно не допускают в рейсы, если давление выше нормального. Большинство железнодорожников на своём опыте убедились в том, что лечиться от этого заболевания необходимо.

В больницах и поликлиниках РЖД работают школы для гипертоников. В качестве примера могу привести Куйбышевскую дорогу, где создан Центр артериальной гипертонии.

Артём Шашков,
начальник сектора
медицинского обеспечения безопасности движения поездов департамента здравоохранения ОАО «РЖД»


Справка «Гудка»
    На первой стадии болезни, чтобы нормализовать давление, бывает достаточно изменить образ жизни – начать заниматься спортом, отказаться от курения, переедания, не злоупотреблять алкоголем. Когда все эти возможности исчерпаны, а болезнь прогрессирует, человеку прописывают лекарства, принимать которые он должен постоянно. Некоторые люди при снижении давления до нормального уровня поначалу чувствуют себя намного хуже – у них появляется головокружение, шум в ушах. В течение двух-трёх недель неприятные ощущения исчезают, организм перестраивается на нормальный уровень давления.

    Препараты для гипертоников подбираются индивидуально. Некоторые из них нельзя принимать людям, работающим на железной дороге. К сожалению, об этом знают не все врачи муниципальных поликлиник, к которым порой обращаются члены локомотивных бригад, чтобы не «засветиться» перед отраслевыми медиками. Вот и получается, что машинист перед медосмотром кладёт таблетку под язык, давление сильно падает, его допускают в рейс, а дальше человек долго работает словно во сне. В результате невнимания к своему здоровью и несвоевременного лечения у 6–10% людей этой профессии болезнь достигает третьей стадии.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30