20 апреля 2021 08:10

Нужно платить

Пригородные компании добиваются компенсации выпадающих доходов по суду

Во вторник арбитражный суд Кемеровской области принял решение: администрация региона компенсирует ОАО «Краспригород» 7,28 млн руб. убытков от госрегулирования тарифов за 2010 год.

«На участке Междуреченск – Чарыш у нас одна пара поездов в сутки. Но маршрут востребован, поскольку автодороги здесь практически отсутствуют. В основном электропоездом пользуются дачники и туристы, – рассказала заместитель гендиректора ОАО «Краспригород» по экономике и финансам Лариса Байкалова. – Область установила для нас экономически обоснованный тариф (разницу между ним и тарифом для населения компенсируют некоторые регионы) только в конце 2010 года. То есть практически весь 2009 и 2010 годы мы работали по тарифам, которые ранее были установлены для «Кузбасс-пригорода». И поскольку не наши расходы были учтены при расчёте, то возникли убытки, компенсировать которые регион не мог, так как не было нормативного акта, позволяющего это сделать. Нам пришлось в судебном порядке доказывать свои убытки».

Как пояснила Лариса Байкалова, до судебного иска, поданного в марте 2012 года, компания пыталась решить вопрос с помощью переговоров, обращалась к губернатору и в органы власти. Но не получилось.

Очевидно, что на нынешнем решении суда дело не закончится: регион готовит обжалование. Кроме того, у Кемеровской области ещё остаётся задолженность за 2009-й (7,4 млн руб.) и за 2011 год (1,8 млн).

Это не первый иск «Краспригорода», удовлетворённый судом. Два года назад перевозчик обращался в арбитраж Иркутской области, в которой обслуживал направление Точильный – Тайшет. С 1 января по 20 апреля 2009 года убытки от госрегулирования тарифов составили на этом участке более 1,6 млн руб. «Судебный спор длился более 1,5 года. В начале 2012 года мы получили компенсацию в полном объёме», – пояснила Лариса Байкалова.

Как пояснил начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер, сейчас ведётся активная работа для достижения понимания субъектами РФ своих обязательств перед ППК. На рассмотрении находятся ещё три иска (Свердловской пригородной компании – к Курганской области, Волго-Вятской – к Владимирской, Северо-Западной – к Новгородской). Общая сумма заявлений – более 500 млн руб. «Ещё два иска в процессе подготовки (Центральной пригородной пассажирской компании – к Курской области и Забайкальской – к Забайкальскому краю). Общая сумма этих исковых заявлений – более 660 млн руб., – отметил Максим Шнейдер. – По 29 регионам ведётся претензионная работа (сумма претензий превышает 6 млрд руб.)».

Гендиректор Забайкальской пригородной пассажирской компании Николай Гаджала сообщил, что они обратились в суд по поводу прошлогодней задолженности Забайкальского края ещё перед «Краспригородом». Долг составляет 509 млн руб. Но и за этот год область задолжала уже 155,9 млн руб.
«Мы подали иски на две суммы. По компенсации за перевозку учащихся, где регион недокомпенсировал в полном объёме. И по выпадающим доходам за 2010 год. Новгородской областью был принят экономически обоснованный тариф и утверждён тариф для пассажиров. Разница между ними вылилась в почти 315 млн руб., которые мы хотим компенсировать через суд», – рассказал гендиректор ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Андрей Гордиенков.

В то же время председатель комитета транспорта Новгородской области Александр Тарасов сказал, что они готовы прийти в суд со своими аргументами. «У нас возникают вопросы в части того, откуда пригородная компания взяла исковые цифры. Компания посчитала сюда и сквозные маршруты, то есть поезд идёт из Пскова до Петербурга, проезжает нашу область, а компенсировать выпадающие доходы должны мы, – отметил он. – Есть вопросы, как считают нашу долю. Согласны, что компенсировать выпадающие доходы компании нужно. Вопрос только, в каком объёме. Это, по всей видимости, будем решать уже через суд».

Области предлагается компенсировать ту часть выпадающих доходов от сквозных маршрутов, которые относятся к деятельности пригородной компании в указанном регионе, пояснил Андрей Гордиенков. В адрес компании замечаний о непрозрачности расчётов от региона не поступало. Все расходы проверяет региональный комитет по тарифам по методике, утверждённой ФСТ.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30