13 апреля 2021 19:03

Музыка двух дорог

Николай Чайковский скептически отнёсся к намерению Петра стать композитором

Два железнодорожника оказали большое влияние на Петра Чайковского – его старший брат Николай и подруга, вдова железнодорожного магната Карла фон Мекка Надежда Филаретовна.

Пётр верно утверждал, что братья будут им гордиться, но Николай тоже стал яркой личностью
1840 год ознаменовался в России тем, что переплелись между собой музыкальные и железнодорожные события. Композитор Михаил Глинка выпустил «Попутную песню». Петербург рукоплещет и новому произведению молодого Глинки, и, конечно, чуду инженера Франца Герстнера – первой российской железной дороге, соединившей столицу с Царским Селом. А 20 апреля того же года в маленьком уральском городке Воткинске родился Пётр Чайковский, старший брат которого – Николай работал на железной дороге. Тот окончил Петербургский горный институт, однако по специальности проработал недолго. В 1863 году он уже стал помощником начальника Ковенского паровозного депо управления Петербурго-Варшавской железной дороги в Вильнюсе.

Пётр окончил Петербургское училище правоведения. Но образование его, как и брата, не устроило, и он, поработав в Министерстве юстиции, решил посвятить себя музыке. Ещё в студенчестве и, будучи госслужащим, он ходил на оперы. Любил Моцарта, но особенно восхищался Глинкой. И вскоре поступил в только что основанную Петербургскую консерваторию, где стал лучшим по классу композиции.

Николай скептически отнёсся к намерению брата посвятить себя музыке. Всего в семье Чайковских было четверо детей, и младший, Модест, вспоминал: «Николай начал отговаривать брата и, между прочим, высказал, что надежды на талант Глинки в нём нет и что, стало быть, он осуждён на самое жалкое существование музыканта средней руки». Пётр, помолчав, ответил: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».

И действительно, через десять лет музыкальный талант Петра, получившего к тому времени место профессора Московской консерватории, расцвёл. Он был уже автором трёх симфоний, трёх кантат, трёх опер, балета «Лебединое озеро».

Николай теперь уже восхищался успехами брата, но не уставал подкалывать его. «Жаль, – писал он Петру. – Я не успел тебя в своё время предупредить, что финал арии Вакулы вместо бемольно-контрапунктического диапазона следовало бы написать более выдержанным диссонансом реалистического строя». Пётр не оставался в долгу: «Благодарю тебя за совет для «Черевичек». Твоя поправка, конечно, будет принята к сведению. Да, я забыл! На днях, гуляя, я сделал открытие насчёт механизма в локомотиве и спешу сообщить его тебе. По-моему, котёл не так до сих пор устанавливался, и, по-моему, дымогарную трубу никоим образом нельзя смешивать с шатуном третьей верхней заклёпочки в кривошипной горизонтальности его...»

В 1880 году Чайковский стал по-настоящему знаменит. Николай перестал посмеиваться и даже прибегал к помощи брата. «Если, как мне кажется, ты в хороших отношениях с нашим знаменитым писателем А.Н. Островским, – писал он Петру, – то не найдёшь ли возможным написать ему, чтобы он напомнил своему брату – министру государственных имуществ о моём существовании (он меня знает, несколько лет тому назад я ему подносил мою книгу «Хозяйство железных дорог») по следующему поводу. По этому министерству открывается вскоре новая должность – член Совета по железнодорожным делам. Ввиду того что эта должность требует специальных познаний… я обращался с просьбой о назначении меня членом совета». «А.Н. Островскому написал сейчас же, – отвечал Пётр, – хотя как-то и странно было в письме от музыканта к драматургу писать о Министерстве государственных имуществ. Однако ж написал и послал».

Вторым близким к дороге человеком, оказавшим влияние на Петра, была Надежда фон Мекк. Её муж, железнодорожный магнат Карл фон Мекк, в 1876 году умер и оставил после себя большое состояние, которое накопил в период расцвета частных железнодорожных обществ. На эти деньги Надежда поставила на ноги детей, которых у неё было одиннадцать, и оказывала материальную поддержку музыкантам. Сначала Николаю Рубинштейну и Клоду Дебюсси, а затем и Петру Чайковскому. Помогать композитору она начала, когда тому было 36 лет. Постепенно между Петром и Надеждой, которая была старше его больше чем на 10 лет, завязалась переписка. Продолжался роман в письмах 13 лет. Всё это время вдова выплачивала ему ежемесячное жалованье в размере 6 тыс. руб. Сумма по тем временам была настолько велика, что композитор смог оставить профессуру и полностью заняться музыкой. Самое интересное, что Пётр и Надежда никогда не встретились! Чайковский посвятил Надежде фон Мекк, своему «лучшему другу», как указано на партитуре, 4-ю симфонию, «Траурный марш» и 1-ю сюиту для оркестра. Между Петром и Надеждой была настолько крепкая духовная связь, что они умерли фактически… одновременно. Композитор скончался в 1893 году на руках у Николая. Предположительно – от холеры. Надежда пережила его всего на два месяца.

Николай Чайковский прожил дольше. В ноябре 2011 года исполнилось 100 лет со дня его кончины. Однако мемориал Николая Чайковского, расположенный в уникальном склепе-часовне на Новодевичьем кладбище Москвы, находился в плачевном состоянии. Но мир не без добрых людей. При поддержке Министерства культуры России и московской мэрии ЗАО «УК «РВМ Капитал» получило разрешение на реставрацию и дальнейший патронат захоронения. К 175-летию российских железных дорог мемориал Николая Чайковского был, как новенький. «Нельзя допустить того, чтобы время стирало факты родной истории и уносило память о выдающихся людях, – уверен генеральный директор ЗАО «УК «РВМ Капитал» Сергей Орлов. – Обновив мемориал, мы надеемся, что хотя бы немного восстановили допущенную несправедливость и были бы рады, если бы кто-нибудь подхватил наше начинание, чтобы имена российских железнодорожников не забывались».

Евгения Заболотских

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30