13 апреля 2021 17:33

Заявку не протолкнули

Высший арбитражный суд РФ поставил точку в споре ФАС и ОАО «РЖД» о контейнерных перевозках

Судья отклонил запрос управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о пересмотре судебных актов по делу против ОАО «РЖД». Железнодорожников, отказавших в приёме заявок на перевозку грузов в контейнерах для Торгового дома «ЛУКОЙЛ», обвиняли в нарушении закона «О конкуренции».

Отказ в заявке на перевозку контейнеров всегда продиктован безопасностью
Поводом для судебных разбирательств, которые тянулись больше двух лет, послужил отказ Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) в согласовании двух заявок на железнодорожную перевозку груза от ООО «Евро-Трейд-Сервис» (занимается обработкой контейнеров Торгового дома «ЛУКОЙЛ») от станции Белгород-Юго-Восточный до станции Мегион. Причиной отказа ТЦФТО явилось отсутствие комплектности груза на вагон. В ФАС сочли отказ необоснованным. А мотивировали иск приказом Минтранса от 2010 года (содержит перечень критериев, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа приёма заявки), где не оговаривается некомплектность на вагон.

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать недействительным решение УФАС. Там иск ОАО «РЖД» удовлетворили. Поскольку на момент согласования заявки тот самый приказ Минтранса не был разработан, отказывая в принятии заявки на перевозку контейнеров, ОАО «РЖД» опиралось на Технические условия (ТУ) размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утверждённые Министерством путей сообщения в 2003 году). В соответствии с ними универсальные контейнеры должны размещаться на открытом подвижном составе при условии полного использования полезной площади пола подвижного состава, то есть полными комплектами на вагон.

В апелляционной и кассационной жалобе УФАС судьи не усмотрели повода для отмены решения суда первой инстанции. А президиум Высшего арбитражного суда РФ в сентябре отказался принимать дело на пересмотр.

«Обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, перечень которых утверждён Минтрансом, – лишь один из случаев, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки, он состоит из 10 пунктов, – разъяснил заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – В Уставе железнодорожного транспорта (УЖТ РФ) также предусмотрены случаи, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки, и этот список не является исчерпывающим. Помимо УЖТ РФ, в своём отказе перевозчик может руководствоваться иными правовыми актами, например, Гражданским кодексом РФ. Он допускает обоснованный отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при отсутствии обоснованной возможности оказать соответствующую услугу. А «отсутствие обоснованной возможности» предоставить подтверждается в настоящем деле Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах».

«Технические условия МПС не являются действующим нормативным правовым актом. Но их регистрация в Минюсте может быть и необязательной. Необходимо дать правовую оценку данному акту и только после этого заявлять о том, претендует ли этот документ на статус нормативного или нет. Это уполномочен делать Минюст России. В России было издано множество технических регламентов (ГОСТ, СНиП, СанПин), которые не являются нормативными правовыми актами. Но ими руководствуются при разрешении споров вокруг технической, узкоспециальной стороны споров в суде», – объяснил юридические нюансы дела адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.

По словам представителя управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД», контейнеры должны размещаться так, чтобы доступ к грузу был полностью исключён. То есть полными комплектами на вагон, только это гарантирует безопасность, сохранность контейнера, а также оптимальное использование подвижного состава.

Азалия Идрисова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30