27 февраля 2021 13:21

Доброе соседство

Отраслевые образовательные учреждения станут школами диалога культур

Уважение к традициям других народов детям будут прививать с детского сада.

Новая программа стала отражением той работы, которая уже велась в детских садах и школах
Программа поликультурного образования для школ и детских садов ОАО «РЖД», принятая в компании весной этого года, призвана сформировать систему образования, способную обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат для гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения России. В подготовке программы приняли участие руководители и специалисты ОАО «РЖД», Минобрнауки России, Российской академии наук, мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», педагоги и руководящие работники школ и детских садов компании.
«Образовательная система ОАО «РЖД» включает в себя 236 детских садов и 52 общеобразовательных учреждения, ученики и их семьи насчитывают почти 100 тыс. человек разных национальностей. Добрососедские отношения, таким образом, становятся одним из необходимых условий реализации профессиональных целей и задач самой компании», – разъясняет заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Елена Иванова.

Для изучения зарубежного опыта в апреле этого года группа директоров образовательных учреждений ОАО «РЖД» приняла участие в семинаре по проблемам поликультурного образования, организованном ЮНЕСКО в Париже, а в сентябре в Москве учителя отраслевых школ прошли курсы по теме «Диалог культур» с участием ведущих учёных Института философии Российской академии наук.

Программа поликультурного образования получила яркий старт: в июле – августе при участии международного общественного форума «Диалог цивилизаций» состоялся обмен группами китайских школьников и учащихся общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». В июле ребята из железнодорожных школ посетили Международный лагерь им. Сун Цинлин в Пекине, где собралась молодёжь из 15 стран трёх континентов, а немного позже группа китайских школьников приняла участие в IV слёте юных железнодорожников в Новосибирске.

Программа стала органичным отражением той работы, которая уже велась на дорогах, – многие учебные заведения вводили элементы поликультурного образования в учебно-воспитательный процесс и до создания программы.

– Вместе с педагогическим коллективом детского сада № 187 на станции Омск Западно-Сибирской железной дороги мы не первый год работаем над внедрением элементов поликультурного образования в учебно-воспитательный процесс, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната № 20 на станции Омск ЗСЖД Елена Щербина. – Больше всего ребятам запомнился «Сибирский хоровод», когда в детский сад приехал Татарский национальный центр. Его участники продемонстрировали народные игры, песни и танцы, наши ребята тоже присоединились к празднику.

– Коллектив школы № 1 на станции Котлас Северной железной дороги выступил с очень значимым проектом. Сотрудники взяли на себя обязательства ухаживать за памятником строителям железнодорожного моста через Северную Двину, – говорит начальник сектора образовательных учреждений службы управления персоналом СЖД Андрей Протопопов. – По архивным данным, там погибли 27 тыс. человек разных национальностей. Разовые мероприятия переросли в полноценную продуманную программу. Так социальный проект приобрёл патриотическое, нравственное и, безусловно, поликультурное звучание.

– Мы не объявляли коллективу нашей школы-интерната, что с такого-то дня у нас появилась программа поликультурного образования. Она очень органично вплелась в учебный процесс, – отмечает директор школы-интерната № 21 на станции Танхой Восточно-Сибирской железной дороги Николай Воскобойников. Уже несколько лет на базе этой школы-интерната, расположенной на маленькой станции на берегу Байкала, проводится международная экологическая школа «Байкал – жемчужина планеты», в которой принимают участие учёные, педагоги и учащиеся школ из разных стран (США, Германии, Франции, Аргентины), разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Нового Уренгоя, Тамбова, Тюмени, Иркутска, Новосибирска, Горно-Алтайска, Улан-Удэ) и районов Бурятии. Совместная исследовательская работа детей разных национальностей – хорошая возможность лучше узнать и понять друг друга.

Дошкольные учреждения тоже не остались в стороне. «Восточно-Сибирский регион является многонациональным и имеет целый ряд этнокультурных особенностей. Поэтому мы считаем важным прививать ребятишкам уважительное отношение к другим народам и интерес к их культурам», – рассказывает заведующая детским садом № 216 на станции Иркутск-пассажирский ВСЖД Светлана Артюшина.

С этого учебного года применение программы начато в 15 ресурсных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» в качестве пилотных проектов. Экспериментальный этап продлится до 2014 года, а комплексное внедрение программы во всех образовательных учреждениях компании завершится к 2020 году.

Наталья Савельева


Есть мнение
Людмила Вербицкая, ведущий инженер проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства:
    – Знакомство с традициями и культурой других народов, в первую очередь, расширяет кругозор ребёнка. В будущем это поможет ему выбрать то, что ему нравится, будь это его профессия или увлечения. Не менее важно и общение с ребятами из других стран. У них другой менталитет, другой взгляд на окружающий мир. Когда дети начинают друг с другом разговаривать, они знакомятся с этим взглядом и открывают для себя новые горизонты. Спустя какое-то время ребята или сами начинают смотреть на мир по-новому, или понимают, что есть и другие взгляды, и назвать их неверными тоже нельзя. В любом случае, это развивает, а значит, идёт на пользу.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28