16 октября 2021 09:27

Экспрессом в кабину

Путь к профессии машиниста стал короче

В этом году на Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Западно-Сибирской, Приволжской, Свердловской и Юго-Восточной магистралях начали готовить машинистов по ускоренной программе. Акцент сделан на практические занятия. Обучение длится 37 недель.

По выходе из дортехшколы бывший курсант получает права на управление локомотивом, но ещё полтора года надо поработать помощником
По традиционной системе машинист идёт к своей профессии не менее трёх лет. Из них 22 недели отводятся обучению на помощника, полтора года – на работу в депо в этом качестве. После помощник возвращается за парту на 28 недель, чтобы получить права на управление локомотивом.

Новая программа сокращена за счёт исключения дублирующих предметов. В прошлом году в качестве пилота она обкатывалась на Приволжской дороге. По словам начальника Саратовской дорожной технической школы Артура Николаева, методика ориентирована на развитие основных компетенций машинистов, связанных с управлением поездом и выполнением должностных инструкций, тогда как традиционная модель предполагает изучение и отвлечённых от непосредственных обязанностей машиниста вопросов, таких как ремонт локомотива, детализация его устройства.

За короткий срок курсант должен одновременно овладеть профессиями помощника и машиниста. После этого уже с профессией машиниста полтора года обкататься в качестве помощника. «Такой специалист будет гораздо ответственнее относиться к работе, ведь он уже машинист», – пояснил он. После работы помощником – краткий курс техучёбы.

В прошлом году на Приволжской экпериментальное обучение длилось 34 недели. Теперь же 100 человек, которые сядут за парты Саратовской дортехшколы с 19 ноября и 24 декабря, получат три дополнительные недели. «Они отведены на практические занятия», – пояснил Артур Николаев.

Сказать, насколько хороши специалисты, окончившие экспериментальные курсы, в депо пока не берутся. Прошло ещё недостаточно времени, выпускники экспериментальных курсов продолжают пока работать помощниками с правами управления локомотивов.
«Есть нормальные ребята, есть и проблемные, к которым мы присматриваемся. Всё зависит от человека, готов ли он продолжать развиваться в этом направлении, – говорит начальник эксплуатационного локомотивного депо Саратов-пассажирский Сергей Рогов. – Положительно то, что помощнику с правами машиниста не надо по пять раз объяснять одно и то же. Они хорошо подкованы в теории».

Из 84 экспериментальных курсантов на дороге работают 75 человек. «Девять уволились. В основном по собственному желанию, один – за прогулы», – говорит инженер по подготовке кадров отдела управления персоналом Приволжской дирекции тяги Евгения Негриева.

На Горьковской в октябре были сформированы четыре группы по 25–30 человек в Нижегородской и Муромской дортехшколах. Первые занятия по ускоренному курсу, по словам начальника Нижегородской дортехшколы Валерия Запасова, выявили необходимость корректировки типовой программы обучения. «Представляется излишней информация, которая даётся по документационной части электробезопасности. Эти учебные часы можно употребить на что-то более полезное в профессии машиниста, – пояснил он. – Во время производственной практики нежелателен принцип сплошного дублёрства, который сейчас предполагается программой. Таких дублёрских поездок по принципу «третий лишний» должно быть не более шести – считаю, что этого вполне достаточно».

Для освоения новой программы в самой дортехшколе потребуется увеличить количество инструкторов производственного обучения, а также приобрести несколько тренажёров.

Впрочем, плюсы ускоренной методики обучения на Приволжской магистрали уже почувствовали. «Немаловажный аспект: благодаря ускоренным курсам количество претендентов на профессию машиниста увеличилось и работодателям есть из кого выбирать», – отметил Сергей Рогов.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31