21 апреля 2021 18:11

«Глаза машиниста»

Главное качество профессии составителя – ответственность

Сквозь шум сортировочной станции Ярославль-Главный слышится голос: «Вагон закрепил – башмак с ярославской стороны, башмак с рыбинской стороны. Составитель Ремизов». Из рации доносится ответ дежурной по станции. Маневровый тепловоз потащил за собой недлинный состав из полувагонов, оставив один на путях.

Составитель поездов Евгений Ремизов всегда на связи
Бригада составителя поездов Евгения Ремизова получила задание вывести из состава вагон с повреждением, которое обнаружили осмотрщики. Его отвели на запасной путь, а расформированный состав соединили. Евгений управлял этим процессом, словно дирижёр.
– Дирижёр у нас, скорее, дежурный по станции, – улыбается он, – а мы исполнители. Сейчас я составитель десятого сортировочного парка. Но работаем мы по всей станции. А поначалу я год отработал на сортировочной горке. Тут дело проще: тепловоз надвигает состав к горке, составитель с помощником отцепляют последовательно вагоны, и те скатываются на нужный путь, собираются в составы на разные направления.

Самое главное – не отправить по ошибке вагон не на тот путь. Иначе придётся останавливать состав, извлекать «чужака», как мы его называем. Время теряется, и всем работы прибавляется.

Евгений живо и понятно объясняет, как функционирует сортировочная система на станции. Совсем как учитель ученику.
– Так я окончил педагогический институт… – говорит Евгений.

Он всегда любил спорт, поэтому поступил на факультет физической культуры. Но учителям в школах платили очень мало. И молодой человек пришёл на железную дорогу, где и зарплата была выше, и платили её стабильно. С тех пор прошло уже 13 лет, и ни разу об этом шаге не пожалел.
– Это человек, добросовестно относящийся к выполнению своих профессиональных обязанностей, – характеризует Ремизова заместитель начальника станции по оперативной работе Владимир Тараканов. – Не имеет ни взысканий, ни нареканий по работе. За безупречный труд в этом году Евгений Юрьевич получил благодарность президента ОАО «РЖД». Он действительно заслужил и это поощрение, и то уважение, которым пользуется в коллективе. Сейчас нужны такие работники, которые чётко выполняют свои обязанности от и до. Больше не нужно, меньше нельзя. Евгений как раз такой.

Ярославль-Главный – внеклассная станция, одна из 32 важнейших сортировочных на сети дорог. У составителя поездов не только трудная, но и опасная работа. Он всегда в зоне движения поездов, непосредственно рядом с подвижным составом. Ему нужно внимательно следить за тем, что происходит вокруг. Не случайно составителей называют глазами машиниста.
– Я считаю, самое главное – это чувство ответственности, – говорит сам Евгений. – И за других, и за себя. Тогда человек и технику безопасности соблюдает не для галочки, сознательно, и задачу свою успешно выполняет. На путях трудятся ведь путейцы, эсцебисты, контактники – каждый делает своё дело. Мы в прямом смысле работаем бок о бок, поэтому нужно правильно оценивать расстояния, скорость движения. Бывает, путейцы обдувают, например, стрелки и не слышат приближения маневрового поезда. Дежурные, когда дают нам задание, предупреждают, где работают люди, чтобы мы были особенно внимательны.

Евгений Ремизов всегда чувствует себя частью коллектива. Но откуда берётся это чувство?
– Во-первых, – отвечает он, – мы же связаны одной целью – чтобы поезда шли в свои сроки и не было задержек из-за неисправностей. А во-вторых, мы дружим. Конечно, службы разные, а после реформы даже организации стали разные, но люди-то уважают друг друга не за запись в трудовой книжке. «Текучки» у нас нет, и новому человеку легко войти в коллектив.

Кстати, когда ему благодарность президента вручили, поздравить подходили и те люди, с кем нечасто общались. Команда ведь большая: одних составителей почти 50 человек.
– Такое поощрение, внимание важно человеку? – интересуюсь я.
– Конечно! Вы правильно говорите – внимание, – кивает Евгений. – Причём не только для меня это важно, но и для всего коллектива. Приятно, когда твою работу замечают.
– А у вас есть профессиональное кредо?
– Специально не формулировал, – задумался Евгений, – но, пожалуй: «надо – значит надо». Свои задачи нужно выполнять в полном объёме. А иногда и сделать больше, выйти, например, не в свою смену или задержаться. Вот у меня недавно случай был...

Смена подходила к концу, в 7.45 машинисты тепловозов отправляются сдавать машины. Евгений уже шёл переодеваться, когда услышал по рации срочную команду дежурной: «Составитель Ремизов, подъезжаем под пожарный поезд!» Значит, надо бежать к ближайшему локомотиву и выставлять поезд. Оказалось, загорелась трава на станции. Осенью и весной это часто бывает – то мальчишки подожгут, то кто-нибудь необдуманно бросит окурок. Между тем на выставку пожарных и восстановительных составов строгие нормативы: 15 и 40 минут соответственно. Нужно быстро подвести тепловоз к составу и скоординировать с начальником поезда стыковку. Затем Евгений занимает место на площадке последнего вагона. Локомотив осаживает назад, и составитель действительно смотрит за машиниста. Через час пожар потушен, над почерневшей обочиной ползают последние облачка дыма, и в воздухе повисает смешанный запах гари и влажной земли.

Такие экстренные вызовы как раз и проверяют человека на профессионализм – нужно обеспечить безопасность и уложиться в нормативное время, а счёт идёт на минуты. Евгений ни одного срочного выезда не задержал.
– Основная работа у нас – «выбрасывать» из составов дефектные вагоны и контролировать сцепку уже собранных составов. Если есть нестыковка, ищем причины. Вот здесь нужны опыт и наблюдательность. И, конечно, смекалка. Например, неподход центров автосцепки бывает из-за неподходящей последовательности вагонов – один нагружен больше, другой меньше, и это влияет на высоту расположения сцепки. В таком случае неисправности нет, нужно просто переставить вагоны.

…Евгений соединяет тормозные рукава, осматривает автосцепку – соединились ли «кулачки», устанавливает семикилограммовые тормозные башмаки и передаёт дежурной: «Выполнено». Ещё один состав готов отправиться в путь. Но составителя ждут ещё десятки вагонов, а завтра на станцию придут новые.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»
Ярославль
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30