22 апреля 2021 01:57

Недетская национальная идея

В детстве Григорий Гладков мыл ноги в Амуре, в городе на Неве достиг зрелости, а в Москву перебрался в канун горбачёвской перестройки. Он написал музыку к «Пластилиновой вороне» и «Падал прошлогодний снег», создал кантри-группу «Кукуруза», которая номинировалась на «Грэмми» в США, и, видимо, за успехи в этом стиле и стал почётным жителем двух американских городов.

Однако в первую очередь он считает себя детским композитором. Провинция и путешествия по ней – его родной маршрут, и он берёт себе в спутники свои песни.

О детях и нашем отношении к ним, о вечной русской беде слепоты перед завтрашним днём он рассказал корреспонденту «Гудка» в прекрасном старом русском городе Пензе, где в начале октября прошёл второй российский гуманитарный форум «Проект Провинция», собравший десятки деятелей русской культуры, образования, масс-медиа и градостроительства.

– Каково состояние детской музыки сегодня в России?
– Детской песни нет, но она есть.

– То есть?
– Жанр как вид существует. Он не исчезнет, пока не исчезнут люди, у которых детская душа.Но о нём мало кто помнит. Сегодня 15% эфира отдаётся детскому вещанию, но владельцы каналов обходят эту квоту весьма виртуозно. Например, как детская передача идёт «Поле чудес». И это благодаря таланту Леонида Якубовича ещё не самый плохой вариант. В семь утра крутят дешёвые мультфильмы, купленные в США, и этим отбивают 15%. Вместе с тем в Суздале проходит фестиваль анимации, показывают прекрасные русские мультфильмы для детей. Каждый год он заканчивается фразой: «Жаль, что этого никто не увидит».

– Как вы думаете, почему при декларируемой заботе о детстве наше правительство не делает ничего, чтобы изменить ситуацию?
– Эту тему копали с разных сторон, и журналисты раскопали, что те, от кого зависит всё, что делается для детей, своих детей держат за границей, как жён и капиталы. Их ничего тут не держит.

– Всё-таки далеко не все из них готовы к бегству. Если бы бюджет России был у вас, какие приоритеты его использования расставили бы вы? Как бы вы распорядились энергетикой власти, чтобы вырастить поколение нормальных детей?
– У нас все ищут национальную идею. Я считаю, что искать здесь нечего, это дети. Не в том смысле, что они цветы жизни, а в том, что это будущее страны. Если бы я был президентом, я бы жизнь построил по-другому. Всё посвятил детям. Коренным образом. Убрал бы все взрослые праздники и призвал взрослых затянуть пояса потуже и обратиться к детям. Окружить их знаниями. Оградить от наркотиков. Дать им первоклассное образование и любовь к Родине. Подтянуть страну, самим измениться. Ведь дети сразу видят неправду. Надо взять пример с Японии. После двух ядерных взрывов и послевоенной разрухи страна поднялась из пепла и руин и в очень короткое время стала передовой страной. У нас гораздо более выгодный старт. Если бы мы сейчас пошли путём Японии, то через одиннадцать лет – считайте, школу – мы жили бы в другой стране. Потому что выросли бы совсем другие дети. А потом эти дети пришли бы к власти, и преобразования стали бы необратимыми. Совершить революцию через детей. Но для этого нужно, чтобы все те, кто нами руководит, жили здесь семьями – и дети их, и родители.

– Вы не хотите вступить в ряды нового ополчения?
– Нет. Я всегда был одиночкой. Я даже трудный возраст проскочил, ходя в библиотеку. А ребята, которые были футбольными фанатами, потом ходили на митинги, а теперь создали партии. Это не мой путь. Я как-то один стараюсь. Вот недавно положил на музыку таблицу умножения, так её легче учить детям. Ещё сделал интернет-радиостанцию «Григорий Гладков», которую можно услышать на сайте: www.101.ru и где звучит музыка для детей и авторская песня. Спасибо «Авторадио»! Государство пока не вмешивается. И слава Богу. Это его главная задача – не мешать. Мы сами сделаем много полезного.

– Когда вы почувствовали в себе первый творческий импульс?
– В детстве, конечно. Я много орал, кричал и думал, что это пение. Потом мы на стихи Александра Кушнера написали такую автобиографическую песню «Пой, Вася»:
«Восемь пятых размер соблюдая, /Таня хлопала дверью сарая…»

– Кто был вашим путеводителем?
– Я, как Максим Горький и Владимир Высоцкий, тоже могу сказать: «Всему хорошему меня научили книги». Что касается музыки, то это прежде всего композиторы-классики. В детстве и юности я не любил официальную советскую эстраду, чувствовал в ней фальшь. Мне нравились стихи и исполнение Владимира Высоцкого, но не хватало музыки. В песнях «Битлз» была изумительная музыка, но не было русского слова. И я думал: «Как бы это объединить?»
И когда услышал песни Сергея Никитина, то понял, что это гений, живущий среди нас. Он перевернул жизнь моего нигилистического поколения и сделал его патриотами своей страны и своего родного языка. Дай Бог ему побольше жизни.
И, кстати, лучшие образцы детской песни написаны в жанре авторской песни. Это песни Никитина, Берковского, Суханова. Замечательны также песни из наших мультфильмов Шаинского, Крылатова, Минкова. Был ещё такой легендарный человек Борис Савельев, который написал всю «Радионяню» и выпустил пластинку на стихи Хармса. Это всё люди с детской душой. И жанр этот никогда не умрёт, потому что это естественное состояние нашей души – авторская и детская песня, выросшие из естественной потребности души музицировать и оставить в себе ребёнка, ходить в дурацкой шляпе и босиком.

– Почему в прессе никогда не бывает никаких сведений о конфликтах внутри вашего союза композиторов, как, например, у кинорежиссёров?
– Видимо, дело в складе характера. Композиторы – затворники. Им для творчества нужна тишина. А режиссёру для творчества нужен конфликт как основа драматургического произведения.

– Вообще, стоило бы президентом выбрать композитора. Сидел бы в тишине, творил гармоничные законы. А с людьми общались бы его министры.
– Композиторы – это образованнейшие люди. И у них всегда есть гармоничный результат их деятельности. Музыка. Тогда как у политика – демагогия. Если почитать гражданские статьи Чайковского, ваша мысль не покажется такой уж фантастичной…

Беседовала Веста Боровикова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30