13 апреля 2021 20:11

Чутьё на таланты

Начальник ПТО Вячеслав Киселёв превыше всего ценит собственные кадры



Вячеслав Киселёв (в центре) разглядел в осмотрщиках особый талант

Согласитесь, приятно бывает выполнить работу и тут же увидеть, что получилось. А вот у Вячеслава Киселёва и трёх с половиной десятков его подчинённых всё не так. Итог их труда можно узнать, например, только на следующий день. Если они сделали ошибку, им об этом сообщат. Если не сделали – ни звонка, ни письма по электронной почте. Ну где тут благодарность?

Красный Узел – непростая станция. Поезду без остановки миновать её невозможно. С юга к станции подходит Куйбышевская дорога с постоянным током. С севера – две линии Горьковской: на Нижний Новгород и Казань. Обе – с тепловозной тягой. Техническая стоянка тут обязательна: меняют локомотив и осматривают вагоны всем грузовым и пассажирским поездам, а их в сутки набирается до трёх десятков. Наконец, именно отсюда идут каждый день сотни порожних вагонов на станцию Нуя, где проходит самая крупная на Горьковской дороге погрузка стройматериалов.

Задача здешнего ПТО – осмотреть вагоны так, чтобы ни в одном не произошло никакого отказа в ходовой части. Ведь далее следует список неблизких к Красному Узлу станций, до них поезд должен дойти без всяких сбоев.

Когда поезд подходит к Красному Узлу, в ПТО действуют по привычной технологии. Дежурный по станции сообщает местному оператору, на какой из путей состав подаётся для осмотра. Оператор ограждает остановившийся поезд, направляет к нему осмотрщиков и даёт им распечатанный натурный лист – список вагонов с информацией о них. «Ограждает» – обозначает виртуальное действие: надо нажать кнопки, блокирующие на этом пути другую работу. А раньше оператор звонила дежурному, делала запись в журнале и выходила, даже выбегала из ПТО с красными запрещающими знаками и втыкала их с обоих концов состава.

Вячеслав Киселёв знает об этом не понаслышке. Это его детские воспоминания. Оператором была его мать. А он тихо сидел в углу комнаты и смотрел, как идёт работа. Когда Вячеслав подрос, начал иногда помогать маме. Тонкости будущей профессии постигались сами собой. Да и железная дорога была в родительском доме всем. Отец работал в депо слесарем, дед – машинистом. Впрочем, дома не так уж часто всей семьёй собирались за общим столом: кто-то обязательно был на смене. Но если уж собирались, разговоры часто шли про эти самые профессиональные тонкости. К слову, и сейчас ужин дома у Вячеслава Киселёва может превратиться в небольшое производственное совещание, ведь теперь один из операторов ПТО – его жена.

…Итак, поезд ограждают. Двое осмотрщиков идут вдоль него. На крупных станциях у сотрудников ПТО есть специализация, а в Красном Узле объёмы работы невелики, поэтому все они – универсалы. Одинаково хорошо разбираются и в боковом осмотре состава, и в проверке тормозного оборудования. Киселёв убеждён: при таком персонале шанс заметить нарождающуюся проблему повышается.

Все последние годы количество отказов после осмотров в Красном Узле снижалось. В некоторые годы их не было вообще.
«Этот секрет я могу раскрыть, – улыбаясь, говорит Вячеслав. – Нужны лишь правильно выстроенная технология и дисциплина. Но главное – люди. У меня нет ни одного случайного человека. Все они не просто ответственные, они – профессионалы. У них тонкий слух: всегда почувствуют, когда звук от удара молотком чуть-чуть глуховат, и насторожатся. У них особое зрение, интуиция. Они даже ощущают, где нарождается трещина. А это уже талант, которому невозможно научить. Приходили к нам люди – и умные, и старательные, а таланта нет – и работа не шла. Признаюсь: престиж нашей профессии – средний. От Красного Узла всего полчаса ехать до Саранска – и там можно поискать спокойную работу в офисе за более солидные деньги. Поэтому знаете, как приятно, что наши осмотрщики не смотрят на сторону, а, например, изучают литературу в технической библиотеке».

Высший пилотаж для осмотрщика – трудновыявляемые дефекты: трещины боковины литья или неисправность буксового узла. Её определяют в холодном состоянии по внешним признакам, и за каждую полагается премия.
«Просчёты тоже подразумевают материальную ответственность, – замечает Киселёв. – Если вдруг прохлопаем дефект и случится отказ, тогда ответим рублём за простой поезда. Или другой пример непрофессионализма. Перед каждой сменой осмотрщик обязан сесть за компьютер и ответить на 18 вопросов из нескольких тысяч, в которых ему положено разбираться. Пара ошибок – и машина не допустит к работе, отправит на переподготовку. Это значит, что придётся вызывать другого осмотрщика из резерва. А тот планирует этот день или ночь провести дома, а не на станции. Что касается самого «двоечника», то он будет учиться и пересдавать теорию комиссии в собственные выходные. Неприятно, но и справедливо. В Красном Узле несколько таких случаев было только на первых порах, когда ввели тесты. Больше никто не хочет подводить себя и товарищей».

Вячеслав Киселёв начинал в 70-х годах слесарем. Затем был осмотрщиком вагонов, мастером. Начальником ПТО его назначили в 1995 году. Это был сложнейший момент в жизни его небольшого предприятия. После пожара они трудились в приспособленном помещении, строилось новое здание, его надо было и оснащать, и обживать. Тем временем в Красном Узле закрывали вагонное депо. Именно в нём ПТО было одним из цехов, а теперь предприятие словно пускалось в одиночное плавание. Не известно было, чьим филиалом оно станет, как к нему отнесутся «чужие начальники»? Руководитель ПТО должен был становиться хозяйственником и искать общий язык с руководством находящегося за сотни километров отсюда другого головного вагонного депо. Сначала – в Арзамасе, теперь – в Юдине.

В новом здании в итоге всё было выстроено по уму и нацелено на бережливое производство – не требовались лишние хождения по помещениям, созданы все условия для работы и учёбы. Через несколько лет в учебном классе ПТО прошло стыковое совещание начальства соседствующих дорог. Тогда один из руководителей вагонного хозяйства, осматривая предприятие, сказал Вячеславу Киселёву: «Очень хорошо. Думаю, если начальник другой дороги будет показывать своим вагонникам наш ПТО и ругать их, наш начальник тебя даже наградит». Так и случилось. Прежний начальник Горьковской дороги посмотрел ПТО и сдержанно одобрил. Но когда его коллега принялся возмущенно выговаривать подчинённым: «Почему здесь есть, а на Куйбышевской нет?» – он так и засиял от гордости за своего подчинённого. Уже через несколько минут Вячеслав Киселёв стал обладателем именных часов начальника дороги! А пару лет назад он был признан лучшим руководителем среднего звена ОАО «РЖД».

Работа начальника ПТО начинается в семь, а заканчивается… это уж как получится. Раньше случалось и так, что назначенные им старшие осмотрщики будили его среди ночи, столкнувшись с каким-то сложным случаем. А он при этом даже радовался за них: видят неисправности! Сейчас такое бывает всё реже: хорошо знают, как действовать.

На опыт Красного Узла полагаются соседи. Случается, что дефект, не представляющий большой опасности, обнаруживают их коллеги за пару сотен километров. Понимая, что времени или технической возможности для исправления ситуации у них просто нет, договариваются с ПТО Красный Узел, чтобы там встретили поезд и приготовились принять меры. Например, поменять тормозные колодки, воздухораспределитель, концевые краны, колёсную пару. Текущий отцепочный ремонт – это то, в чём здесь тоже сильны. Бригадир ремонтников Владимир Фролов – почётный железнодорожник, человек с огромным опытом и интуицией. Когда в Красном Узле ликвидировалось вагонное депо, Киселёв попросил Фролова никуда не уезжать из посёлка, а переходить на работу в ПТО, ведь там нужны его золотые руки.

Присматривается Киселёв и к молодёжи. Недавно отправил в дортехшколу слесаря ПТО Евгения Поспелова осваивать профессию осмотрщика. Говорит, что у парня есть и старательность, и чутьё. А новый работник, по мнению руководителя, это такой же отложенный на время результат усилий предприятия и хорошая перспектива, без которой не обойтись.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Мордовия
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30