15 апреля 2021 14:42

Спонтанный выбор

Профессиональных преступников взяли под контроль

В транспортной полиции снова, как и в советское время, появились младшие оперативные сотрудники – это сразу привело к тому, что большую часть преступлений на транспорте раскрывают «по горячим следам». Об особенностях работы сыскных подразделений на транспорте «Гудку» рассказал начальник отдела организации борьбы с преступностью по линии уголовного розыска Главного управления на транспорте МВД полковник полиции Алексей Петров.

Алексей Петров, начальник ООБП по линии уголовного розыска ГУТ МВД
– Алексей Владимирович, какова криминальная обстановка на транспорте и какие задачи стоят перед вашим подразделением?
– Главная задача, которая ставится не только перед нами, но и перед всей транспортной полицией в целом, – личная и имущественная безопасность пассажиров. И все подразделения – будь то постовая служба или уголовный розыск – обязаны её обеспечивать. Что касается общей ситуации с преступностью на транспорте, то она стабильна. Криминальных профессионалов, которые работали на транспорте, сейчас почти не осталось. Благодаря оперативно-профилактическим операциям промышлявших в поездах картёжников, клофелинщиков и т.д. удалось вытеснить с сети. Их личности нам известны, они находятся на сторожевом контроле, мы знаем об их передвижениях, что помогает предотвращать новые преступления. Каким образом? Служебная тайна. Но сейчас преступность стала неквалифицированной, спонтанной. Если воруют, то чаще всего прихватывают то, что плохо лежит, если грабёж или другое тяжкое преступление – то на фоне распития спиртных напитков и последующей ссоры.

– Как раскрываются преступления, совершённые в поездах?
– Это достаточно сложно. На непродолжительное время, в ограниченном пространстве встречаются совершенно незнакомые между собой люди: у них нет взаимных связей, они принадлежат к разным социальным группам. Уже совершённые преступления оперативникам приходится раскрывать по горячим следам, пока поезд не пришёл на конечную станцию: изучать контингент, выявлять и задерживать подозреваемых. И делать это нужно в максимально сжатые сроки. Ещё одна проблема – не всегда люди сразу замечают, что их обворовали. Пока обнаружили пропажу, отошли от шока, сообщили проводнику (а тот через начальника поезда моментально вызывает полицию) – преступника и след простыл. Здесь уже включается правило эстафетной преемственности между нашими подразделениями. Приведу пример: в Иркутской области была совершена кража из вагона-ресторана. Подсобный рабочий, который вышел лишь во второй свой рейс, ночью украл из сейфа порядка полутора миллионов рублей. В полицию сообщили только утром, на подъезде к Красноярску. На какой станции вышел вор? На территории какого региона он находится? Куда направляется? Неизвестно. Иркутская область, Красноярский край, Алтайский край, Тюменская область: мы отрабатывали все его контакты и места, где он мог появиться. Нагнали его только в Новосибирске. К тому времени он уже успел купить три машины и проиграть часть денег в азартные игры. Объём работы был проделан колоссальный!

За спокойствием пассажиров следят не только люди в форме, но и их коллеги в штатском
– Помогают ли вам железнодорожники?
– Да, безусловно! Но давайте для начала ложку дёгтя... За прошедшее с начала года время мы выявили 64 преступления, совершённые членами поездных бригад. Из них – 41 кража у пассажиров. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах поймали проводников, на счету которых по четыре кражи. По каждому подобному факту мы собираем доказательства и предъявляем информацию руководителю железнодорожной организации. За этим моментально следуют радикальные кадровые решения. Мы отслеживаем ситуацию, и могу сказать точно – не было ещё ни одного случая, когда бы проворовавшегося сотрудника «жалели», оставляя в компании.
Сами железнодорожники тоже периодически становятся жертвами преступлений. Из служебных купе воруют личные вещи и служебный инвентарь. Но самое главное – я хотел бы поблагодарить членов поездных бригад за помощь в профилактике и раскрытии преступлений. Их информация очень ценна особенно в тех случаях, когда оперативникам необходимо работать быстро и времени на размышления и повторные опросы почти нет. Железнодорожники часто выступают в роли понятых. А ещё сотрудники сыскных подразделений полиции проводят постоянные инструктажи поездных бригад, раздают на предрейсовых планёрках ориентировки на людей, находящихся в розыске. Члены «посадочных групп», состоящих из сотрудников патрульно-постовой службы и уголовного розыска, на каждой краткой стоянке подходят к начальнику поезда и интересуются обстановкой в поезде: распивают ли спиртные напитки, были ли конфликтные ситуации, едут ли пассажиры со справками об освобождении из мест лишения свободы. Если остановка длится 10–15 минут, то полицейские должны пообщаться ещё и с каждым проводником, ну а на длительных стоянках «посадочные группы» полностью отрабатывают вагоны.

– Какие преступления чаще всего совершаются в поездах?
– Кражи. 70% похищенных предметов – мобильные телефоны, 15 – денежные средства, всё остальное – личные вещи. Чаще всего воруют в плацкартных вагонах, там и доступ проще, и утомлённые дорогой пассажиры забывают о правилах предосторожности: оставляют аппараты на столиках, на зарядке, оставляют в санузле. Хочу особо отметить, что пассажир, забравший кем-то оставленный телефон, отключивший его и вставивший свою SIM-карту, тоже считается вором. Чаще всего, когда к нему приходят полицейские, он говорит о том, что «нашёл, думал, что ничей». Такие действия однозначно классифицируются как кража. Если кто-то забыл трубку, предположим, на полочке умывальника, необходимо сообщить о находке, если хозяин так и не нашёлся – отдать телефон проводнику или сотруднику полицейского наряда сопровождения.

– Алексей Владимирович, а как быть с кражами на территориях вокзалов?
– Сейчас в транспортной полиции получил активное развитие институт младших оперативных сотрудников уголовного розыска. Полицейские в штатском ходят в толпе и отслеживают ситуацию. Например, на днях на станции Москва-Курская был раскрыт грабёж. Ночью продавец ларька отлучилась со своего рабочего места. Два сильно перебравших студента увидели это. Перегнувшись через прилавок, один их них вытащил из кассы 8 тыс. руб. и какую-то мелочь вроде сухариков. Продавец заметила, что в её ларек залезли, окликнула парней, а те бросились бежать. Но тут же их скрутили «обычные пассажиры» с удостоверениями уголовного розыска в кармане. Преступление произошло на глазах у младших оперуполномоченных. Так из-за употребления спиртного парни попали под достаточно тяжёлую статью, испортили себе жизнь.

– Расскажите, пожалуйста, о правилах, которые не позволят пассажиру стать потерпевшим.
– Всё просто: не нужно в дороге употреблять спиртные напитки, откровенничать о перевозимых суммах и ценностях, тем более с незнакомыми людьми, и не оставлять свои вещи без присмотра.

Елена Демиденко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30