21 апреля 2021 17:53

Тяжело в учении

В Минеральных Водах проверили боеготовность спасательных служб

Насколько слаженно железнодорожники и сотрудники МЧС способны действовать в экстремальных ситуациях, удалось выяснить в ходе учений на Северо-Кавказской магистрали.

Персонал пожарного поезда в ходе учений показал хорошую выучку
По легенде, в результате нарушения технологического регламента проведения работ локомотивной бригадой в 8 утра на перегоне Кисловодск – Минеральные Воды столкнулись две цистерны с нефтью.

В одной из них была сорвана крышка загрузочного люка, а в котле образовалась трещина. Вытекающее топливо воспламенилось, причём площадь пожара превысила 120 кв. м.

Кроме того, возникла угроза взрыва цистерн с последующим распространением огня в полосе отвода железной дороги с интенсивным движением поездов.

К счастью, подобные происшествия случаются крайне редко, но отработать взаимодействие различных служб при ликвидации аварий очень важно. Именно поэтому в ходе учений главным образом оценивалась оперативность в действиях и принятии решений. И, надо сказать, сработали железнодорожники неплохо.

В течение нескольких минут машинист тепловоза сообщил по радиосвязи о пожаре дежурному по станции. Затем он принял меры по локализации пожара, организовал встречу пожарных подразделений. С помощью локомотива удалось растащить вагоны, отделив от поезда горящую цистерну.

Дежурный по станции доложил об опасном инциденте дежурному диспетчеру по Минераловодскому региону СКЖД. Маневровый диспетчер приказал отправить к месту аварии специализированный пожарный поезд и отключить электроэнергию в контактной сети. Он же вызвал «скорую помощь» и другие спасательные службы, направил стрелков военизированной охраны для оцепления места происшествия.

Уже через 15 минут на место событий прибыл заместитель начальника Минераловодского отряда ведомственной охраны на СКЖД Сергей Седаков, возглавивший штаб по ликвидации аварии. Спустя 27 минут приехал пожарный поезд, сразу приступив к тушению повреждённой цистерны и вылившейся из неё нефти. Одновременно пожарные поливали другие вагоны холодной водой, оберегая их от возгорания.

В 8 часов 51 минуту на перегон прибыли два отделения пожарной части МЧС России.

К тому времени вся округа была в дыму, но после того, как в дело вступили специальные машины подавления огня под говорящим названием «Пурга», пути покрылись толстым слоем пены, и дым исчез.

В общей сложности на ликвидацию пожара понадобилось 1 час 21 минута. Однако учения на этом не закончились. Трещину в котле, из которой сочилось топливо, заделали уплотнителем из прорезиненного материала. После чего из повреждённого вагона нефть за 2,5 часа очень осторожно перекачали в резервную пустую цистерну, входившую в состав пожарного поезда. Только затем Сергей Седаков дал команду «отбой» всем службам.

По его мнению, подобные тренировки позволяют повысить безопасность перевозок сжиженных газов и нефтепродуктов по железным дорогам. Ведь указанные грузы, относящиеся к высокому классу опасности, часто доставляют в поездах в больших количествах (свыше 3 тыс. тонн).

Поэтому при наступлении чрезвычайных ситуаций может возникнуть серьёзная угроза для населения, а также для окружающей среды. А при промедлении с принятием правильного решения, плохой подготовке личного состава пожарного поезда или низком качестве спасательной техники нанесённый ущерб будет ещё больше. Не случайно в ходе учений используются жёсткие временные нормативы на все спасательные операции, только так можно обучить людей и выявить недостатки.

По словам заместителя главного инженера по Минераловодскому региону СКЖД Артура Ханова, очень важно содержать в хорошем состоянии парк пожарных и восстановительных поездов, совершенствовать профессиональные знания и навыки личного состава, постоянно проверять надёжность средств связи и оповещения. По железной дороге проходят более 20 тыс. наименований опасных грузов, поэтому нужно взаимодействовать с грузоотправителями, которым хорошо известны их свойства. Так, на прошедших учениях были представители Независимой энергетической компании, имеющие опыт ликвидации аварий с нефтепродуктами.

В ходе разбора была дана оценка действиям каждого подразделения железной дороги. В частности, специалисты МЧС России отметили слаженную работу всех служб по оповещению и связи, хорошую выучку персонала пожарного поезда и высокую техническую оснащённость прибывших к месту учений региональных спасателей.

Подобные проверки готовности железнодорожников к действиям в чрезвычайных ситуациях намечено провести и на других магистралях.

Андрей Стрельцов
Минеральные Воды
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30