22 апреля 2021 02:41

Правила жизни

Человек должен всего добиваться сам, считает Илья Греку

На железной дороге много таких, кто влюбился в неё, как говорится, с первого взгляда, ничего ещё о ней не зная. Вот как Илья Греку.

Илья Греку на своём маневровом тепловозе
Сегодня Илья – машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича Московской дирекции тяги. Всего несколько месяцев назад он окончил МИИТ, но стаж работы на железной дороге у него уже около четырёх с половиной лет. После первого курса молодой человек пришёл в депо и устроился слесарем по ремонту подвижного состава.

Мы беседуем с Ильёй у него дома – в комнате железнодорожного общежития в Бекасове. Сюда они с женой и дочкой переехали полгода назад из институтского общежития. Как все молодые, они грезят о собственном жилье и стараются, чтобы эти мечты поскорее переросли в реальные планы. В комнате у них уютно. По тому, как трогательно соседствуют розовая мягкая лошадка-качалка с набором строительных инструментов в углу, как рационально подобрана мебель для маленькой комнаты, чтобы каждому было удобно, видно, как в семье заботятся друг о друге. С женой Ольгой они вместе ещё со школы, поженились на первых курсах института.
– Человек должен всего добиваться сам, – говорит Илья, – не ждать и тем более не требовать от работодателя или правительства страны всяческих благ. Но иметь поддержку необходимо. Под «поддержкой» я понимаю, когда тебе позволяют проявить себя, а не дают что-то просто так.

Видимо, благодаря такой мужской позиции ему и удалось совместить учёбу, работу, создание семьи. Илья уверен, что жизнь не нужно делить на какие-то вехи и выстраивать их в очередь. Все возможности, что у тебя есть – получить образование, работать, строить отношения с любимой женщиной, – нужно использовать тогда, когда они приходят в твою жизнь. Именно так он всегда и поступал, хотя подчас и приходилось трудно.

Через несколько месяцев после устройства в депо он стал помощником машиниста. Но в институте начался учебный год, и для Ильи, студента дневного отделения, стало почти невозможным совмещать работу и учёбу.
– Переходить на заочное я очень не хотел, – вспоминает он, – потому что понимал разницу в обучении. А я стремился получить как можно больше знаний, тем более что учился в таком престижном вузе. Но и работа была нужна. Родом я из Курска, из простой семьи, зарабатывать на жизнь приходилось самому. И я очень благодарен руководству депо, что пошли мне навстречу, нашли выход.

Студенту составили индивидуальный график работы – только ночные смены. А днём он ходил на лекции.
– Поначалу было тяжело, думал даже увольняться, переводиться, – говорит он. – Но потом перетерпел и вошёл в ритм. Сейчас рад, что не сломался, не бросил ни работу, ни учёбу. В этом была масса плюсов. Так, например, учиться мне было легче, ведь я на практике уже всё видел, о чём на лекциях говорили. В то же время и работать легче, потому что институт даёт широкие знания, понимаешь, как в целом функционирует дорога. Но вот физически, да, трудно было. Спасло молодое здоровье, предрейсовые тесты всегда проходил на отлично, поэтому мне и позволяли работать. Спасибо моему наставнику машинисту-инструктору Виктору Михайловичу Белову. У него природный талант работать с людьми – всё объяснит, покажет, иногда и просто словом поддержит, он всегда знает, что человеку нужно.

Вскоре у Ильи с Ольгой родилась дочка Яна. Как только она немного подросла, её отец задумался о повышении квалификации, о должности машиниста. И его отправили на обучение в железнодорожно-техническую школу. Утром – курсы, вечером – институт, благо учились уже во вторую смену, и через полгода он сдал квалификационный экзамен на отлично.

Теперь водит маневровые тепловозы на участках Москва – Дубна, Москва – Волоколамск. Удивительно, как хорошо молодой машинист чувствует свой локомотив.
– В нашей работе масса нюансов, и все на первый взгляд мелочи важны. Я не говорю о внимании к сигнальной системе, тут дело не столько в опыте, сколько в сосредоточенности, в хорошем психологическом состоянии. А вот в нестандартной ситуации выход могут подсказать собственные наблюдения. Ведь каждому событию предшествует ряд мелких симптомов. Скажем, перегрев дизеля можно спрогнозировать по количеству воды в системе и вовремя включить охлаждающее устройство, не доводя до аварийной остановки.

Ему нравится работать в команде, чувствовать взаимодействие с другими дорожными службами, быть ответственным за работу своей машины.
– Вот что мне не нравится, так это люди на путях, – делится своими мыслями мой собеседник. – Причём часто они специально бросаются под поезд. Молодые девчонки... как, зачем?! В моей практике был случай, когда мы сбили пьяного мужчину. Вызвали «скорую», он был жив, когда его увозили, но не знаю, как потом. Мы не можем быстро остановить поезд и избежать беды – это всегда огромный стресс для всей бригады, и в первую очередь, как я теперь понимаю, для машиниста. А однажды ему удалось спасти человека от гибели на путях. В ночную смену они выполняли маневровые работы, остановились на запасном пути, пропуская по главному скорый поезд. И тут из кабины своего тепловоза Илья увидел нетрезвую девушку, которая неверными шагами переходила через пути, а потом упала на рельсы и затихла. Ещё несколько минут, и она оказалась бы под колёсами экспресса.
– Нам отлучаться по инструкции нельзя, но как тут быть? – рассказывает машинист. – Я спустился на полотно и побежал к ней. Она то ли уснула, то ли настолько была пьяна, что мне не удалось привести её в сознание. Взял и перенёс насколько мог подальше от дороги. Не успел вернуться, как мимо пролетел скорый…

Девушка, наверное, так и не узнала, не только кто её спас, но даже и то, что была на волосок от гибели.
– Главное, чтобы больше с ней такого не случалось. И ни с кем другим… – со вздохом говорит Илья.

Когда-то, ещё в восьмом классе школы, он задумал стать железнодорожником. И вот стал, но не собирается останавливаться на достигнутом:
– Не должно быть так, что занял должность – и цель достигнута. В нашем деле развиваться надо постоянно. Хорошо, что я люблю учиться. И жена меня в этом поддерживает. У нас, кстати, семья железнодорожная – Ольга работает воспитателем в детском саду ОАО «РЖД», а дочка Яночка в этот садик ходит.

Вот такие они, молодые железнодорожники, – очень умные и добрые.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30