21 октября 2021 18:49

Парень с гармошкой

Известность к Игорю Растеряеву – питерскому актёру и музыканту – пришла через Всемирную паутину: песня под гармошку про волгоградских комбайнёров в 2010 году взорвала Рунет, а деревня Раковка, где она была записана на видео, прославилась на всю Россию.

Игорь очень популярен: его любят за самобытные русские песни и нефальшивый патриотизм.

Мы встретились с ним в одном из московских клубов, куда он приехал выступать. Растеряев успешно гастролирует по стране.

– Игорь, почему именно гармонь?
– Потому что она оказалась рядом. Изначально была гитара.

– Есть ли люди, которые категорически не принимают того, что ты делаешь?
– Натовские провокаторы? Кондолиза Райс? Нет, редко с такими сталкиваюсь.

– Любители твоего творчества называют тебя новым Есениным. Как ты к этому относишься?
– Никак не отношусь. Вообще, я стесняюсь всяческих сравнений с великими поэтами, для меня это неприемлемо и даже странно.

– А кто тебе близок из писателей?
– Виктор Петрович Астафьев, Василий Макарович Шукшин, Сергей Донатович Довлатов, Антон Павлович Чехов, Варлам Тихонович Шаламов – такие товарищи в основном.

– По Интернету ходил ролик, в котором русские солдаты плясали вприсядку, а американские – что-то из брейк-данса. Но почему так сложилось, что пришедшее к нам из другой страны стало популярнее?
– А кто сказал, что русские люди всегда танцевали вприсядку? Это уже некое клише. Просто у нас есть некий штампованный образок, что русские – это такие ребята с окладистыми бородами, что-то ещё в этом роде… Но как и чем они обменивались с теми же степными народами, что перенимали, как сами влияли на других, я думаю, сейчас мы плохо представляем.
Да и смысл не в присядке, а в воспитании. Ведь когда за границу выезжаешь, сразу чувствуется, что они – это они, а мы – это мы. Дело в ценностях, способности мыслить. У нас абсолютно консервативное общество. Да, я считаю, что у нас прекрасно обстоит дело с нравственностью. Конечно, имеются какие-то внешние проявления распущенности, но, я думаю, это только внешнее. По моим наблюдениям, внутренняя консервативность сохраняется.

– В чём это проявляется?
– Это видно даже по способу знакомиться в Интернете. Можно сколько угодно и с кем угодно знакомиться, но при этом у любого мальчика или девочки будет больше доверия, если в реальности знакомство происходит через друзей, приятелей. Сохраняются семейные ценности, в любой форме, но сохраняются.
Мне кажется, соотношение нравственных и не нравственных людей приблизительно одинаково. Несмотря на всю негативную работу телевидения и всего остального. Внешние факторы присутствуют на уровне подражания. Но сам глубинный вектор народа пострадал меньше, чем кажется на первый взгляд.

– А влияние Запада?
– Сложный вопрос, почему одни страны активно воздействуют на другие. Но что касается России... может, потому что все товары идут с Запада, а вместе с товарами уже перенимаются какие-то культурные ценности. Что идёт от нас? Сырьё. А что есть ещё какие-то праздники, культура…

– Что такое для тебя настоящий праздник?
– Лично у меня внутри есть ощущения от трёх праздников. Это Новый год, Пасха и 9 Мая. Даже день рождения не является для меня таким уж праздником. Наверное, потому что всегда он проходил, во-первых, в Раковке, 10 августа, на речке Медведице, во-вторых, не было как таковых подарков, потому что в основном приезжали друзья – деревенские пацаны, трактористы, механизаторы.
Думаю, для русских людей, для нашей культуры вообще важны внешние признаки праздника, его нарядность. Не какой-нибудь День цементника, который просто в календаре отмечен, а именно песни, фильмы, то, что за этим стоит культурное наследие. У Пасхи есть свои символы: крашеные яйца, куличи, ночные походы вокруг храма. Есть внешняя атрибутика праздника. Так же как у Нового года – ёлка.

– В твоих песнях расставлены чёткие акценты: что хорошо, что плохо. Например, в песне «Ромашки» осуждается пьянство. В жизни ты такой же принципиальный?
– А кто сказал, что пить – хорошо? Сам я не пью уже десять лет. Хотя чем старше становлюсь, тем с большей осторожностью отношусь к различного рода принципиальности и категоричности. Потому что человек слаб. И, если он о чём-то категорично заявляет, возможно, в нём говорит гордыня. А ведь человек может с любой колеи свернуть, поэтому важно Божье присутствие в его жизни.

– У тебя теперь увеличилось чувство ответственности за свои действия?
– Конечно. Правда, проявляется это в основном в интервью. Или когда начинаешь публично говорить, то всё-таки думаешь о том, что говоришь. Просто от знания того, что все слова будут как-то оценены, просмотрены, прослушаны. И это естественно, на мой взгляд. Ведь если тебе дают какую-то трибуну, дают чем-то порулить, вниманием читателей, например, то должна быть и ответственность, а иначе просто глупость будет.

– Как смотришь на то, что многие музыканты с самого детства много учатся, работают, но признание получают не всегда, а к тебе успех чуть ли не сам в руки пришёл?
– Нужно понимать, что я тоже не первый день этим занимаюсь. С шести лет я пел в Раковке. Сначала для бабушек своих, потом для друзей. Пел по нескольку часов в день. Под гитару, потом под гармошку. Постепенно начал рисовать, писать рассказы. Писал о жизни в Раковке, о людях.
Мой друг учился в Германии в полиграфическом институте и выпустил как дипломный проект книгу с моими рисунками и рассказами о комбайнёрах, жителях Раковки. Одновременно с книгой я начал писать песни, так и развивался всё это время. Занимался тем, что было мне близко.
Просто в какой-то момент благодаря Интернету это стало известно не только маленькому кругу моих друзей и знакомых, но и окружающим. Ничего нового ведь не произошло, просто моё творчество приобрело известность. На момент прихода популярности к песне «Комбайнёры» ей было уже два года, старая песня. Просто никто не думал, что это что-то необычное, что концерт в Москве нужно давать по этому поводу.

– Сейчас многие уезжают из России за границу, кто – насовсем, кто – работать на длительное время. Как ты к этому относишься?
– Это выбор каждого. Я сам не собираюсь за границу. При этом не думаю, что стоит осуждать тех, кто уехал. У меня есть про это песня «Веселей». Песня-диалог. Там нет ни хороших, ни плохих. Всегда интересно проанализировать действия людей, а не просто вешать на них ярлыки.
Лично я за границу уезжать не хочу. Да и кому я там нужен, что буду делать? Если б умел гайки крутить на БМВ, то, понятно, можно было бы ехать работать.

– Каким ты видишь будущее России?
– Вижу позитивно. Россия – великая страна с великой историей. Думаю, в какой-то момент сработает непредсказуемая, непросчитываемая фишка. Произойдёт что-то, не поддающееся логике, и мы возродимся, аки птица Феникс из пепла, назло всем нашим неприятелям.

Беседовала Лидия Сычёва

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31