17 октября 2021 13:40

Заштатный обходчик

Понятие «человеческий фактор» не должно носить только негативную окраску


Павел Нечепуренко, монтёр пути Кемеровской дистанции пути
Была раньше замечательная и очень нужная профессия на дороге – обходчик пути. Но в 2006 году эту должность как таковую сократили, а полномочиями обхода наделили простых монтёров пути с приставкой «с правом обхода».

И получилось, что человека от бригады оторвали, объёмы ремонта с каждым годом увеличиваются, а штат остался прежним.

Я прослужил обходчиком пути на Западно-Сибирской дороге добрых десять лет: с 1996 по 2006 год. Участок был у меня пять километров. И каждый день я его обходил. В любую погоду, в любое время года. Знал каждый болтик, буквально чувствовал их. Если видел какую-нибудь трещину в рельсе или увеличенный зазор на стыках, я или сам устранял, если мне это было по силам, или тут же связывался по рации через диспетчера с ремонтной бригадой. Словом, оперативность была и тщательность в осмотре пути.

С 2006 года обходить путь монтёру вменили всего лишь два раза в неделю – по понедельникам и пятницам. Но что он там «наобходит» за два дня-то! Толком не «прощупаешь» вверенный участок, не проанализируешь состояние рельсов.

Монтёры пути нередко работают на разных участках, поэтому не знают их особенностей
Прошёл монтёр, к примеру, в понедельник утром. Тогда было всё нормально. Ну а если к вечеру того же дня мороз ударил при нашем резко континентальном сибирском климате и на стыке рельсы разошлись больше допустимых пределов? Представьте, к чему может привести такая ситуация. Особенно если это грузонапряжённый перегон, где через каждые 15–20 минут поезда идут.

К тому же монтёры пути с правом обхода нередко работают на разных участках, а «чистый» обходчик только один обслуживал. Поэтому знал его, как «Отче наш». Меня, к примеру, разбуди тогда в три часа ночи, я вам всё до мельчайших деталей расскажу: где какая кривая, где какой болт. Ведь здесь внимание особое нужно.

Спору нет, сейчас на сети большими темпами и пути меняют с дерева на бетон, и современные машины, способные выявлять дефекты, появились. Но выражение «человеческий фактор» всё чаще стало звучать как порицательное.

А вот нас, обходчиков пути, называли глазами и ушами мастера. Гордо звучало! Именно из-за человеческого фактора.

Хорошо бы вернуть эту нужную и очень важную профессию. Она, уверен, ещё много пользы и, главное, безопасности принесёт дороге и всей нашей компании.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31