11 апреля 2021 00:50

Под напряжением

Наставник передаёт молодёжи не только знания, но и интерес к делу

Николай Блохин приветливо и слегка смущённо встречает меня у ворот Мытищинской дистанции электроснабжения. Несколько работников, завидев издалека, приветствуют его, и по их улыбающимся лицам видно, как ценят этого человека в коллективе и радуются за него.

Николай Блохин – теперь почетный железнодорожник
В последнее время он часто принимает поздравления – в августе ему вручили знак «Почётный железнодорожник». Присоединяюсь к поздравлениям и я.
– Спасибо, – улыбается он, – в первые дни после награждения сколько звонков было! Особенно мои ребята, конечно, радовались.

«Своими ребятами» начальник Щёлковского района контактной сети называет бригаду подчинённых – семерых молодых людей, для которых он не только руководитель, но наставник и старший друг. Николая Васильевича в дистанции знают как прекрасного профессионала, человека отзывчивого и энергичного. Лучшего сочетания качеств для воспитателя молодого поколения, кажется, нечего и желать. Но есть у него и ещё одна хорошая черта – интерес ко всему новому, желание учиться. Она-то, пожалуй, и позволяет быть своим для молодёжи и ненавязчиво передавать ей свой опыт.
– Пришёл я сюда в 1988 году устраиваться путейцем. Тогда эти службы в одном здании располагались. А мастера на месте не оказалось. Вышел и слово за слово разговорился с электромехаником во дворе. Он меня к себе и переманил. Специальность моя позволяла – я учился в техникуме на электромонтажника. И вот ровно 24 года – как раз в октябре дело было – я здесь работаю. Ни разу сомнений не возникло, сразу понял – это моё.

Кстати, линия Москва – Мытищи была первым электрифицированным участком на Московской магистрали. В 1929 году его протяжённость составляла 18 километров. А сегодня бригада Блохина обслуживает контактную сеть на 130 километрах развёрнутой длины пути. И таких бригад в дистанции восемь.
– Многое изменилось даже за то время, что я работаю. Меняются инструменты, приборы. В основном все усовершенствования направлены на более рациональное использование времени, материалов, рабочей силы. Например, вместо железобетонных ставят металлические оцинкованные опоры – у них срок службы больше. Устанавливаются устройства одновременного подъёма контактных проводов на воздушных стрелках, оцинкованные жёсткие поперечины и консоли. А на изолированных сопряжениях контактного провода появилась защита от пережога нового типа. По всей сети дорог уже можно видеть секционные полимерные изоляторы вместо тарельчатых фарфоровых и фиксаторных стержневых. Они долговечнее, и хулиганам сложнее их повредить. Вандализм, к сожалению, у нас пока острая проблема, – вздыхает Блохин.

И я его понимаю. «Стрельба» камнями по изоляторам на опорах контактной сети – излюбленная забава подростков, а иногда и великовозрастных недоумков. Если они хрупкие, то повреждение неизбежно. Замучаешься менять. А использование полимерных изоляторов от этого избавляет. Не нужны и частые проверки, а это, в свою очередь, позволяет тратить ценное время на более важные работы.

Иногда и природа добавляет заботы – упавшие деревья обрывают провода, а зимняя оттепель образует наледь. Как тут не вспомнить ледяной дождь в декабре 2010-го. Ночью руководителю района сети сообщили об экстренной ситуации. Вместе с бригадой он срочно выехал на участок. Вдоль пути тянулись блестящие от наледи, отяжелевшие провода, а над ними нависали мохнатые от инея лапы деревьев. Молодые тонкоствольные берёзки склонились над путями, и казалось, вот-вот не выдержат и сломятся. На подсвеченных ночными фонарями заснеженных деревьях вдоль путей переливались тысячами отблесков снежинки. И странным казалось, что такая сказочная картина создаёт угрозу безопасности движения поездов.

К счастью, контактная сеть дистанции это испытание выдержала – подстанции не отключились. Бригада тогда разделилась на несколько групп, чтобы быстрее осмотреть весь свой участок и обезопасить линию электроснабжения. Прикидывали, где грозит опасность, там первым делом и брались за пилы и топоры. Вырубали ветки, а иногда и опасно склонившиеся стволы целиком. Забирались с помощью подъёмника и на заиндевевшее дерево, стряхивали наледь – иногда этого было достаточно, чтобы оно поднялось и больше не угрожало контактной сети. Но необычный дождь то и дело принимался идти снова, покрывая ледяным слоем уже очищенные ветви. Шесть часов без перерыва длилась эта авральная работа морозной декабрьской ночью. И ещё несколько дней после этого бригада несла свою вахту. Продолжалась борьба с последствиями ледяного дождя.

– Я считаю, нашему предприятию повезло, что Николай Васильевич работает у нас. За свой труд он был дважды награждён именными часами начальника дороги, – рассказывает начальник дистанции Дмитрий Новиков, – в 2004-м – за реконструкцию устройств электроснабжения на ветке Москва – Мытищи под скоростные электропоезда «Спутник» и в 2008-м – за аналогичную реконструкцию линии Москва – Болшево – Пушкино. Дневал и ночевал он тогда на этих станциях. В отношении охраны труда Блохин принципиален даже в мелочах. И коллектив у него, без преувеличения могу сказать, прекрасный. Большое ему спасибо за обучение молодёжи. Не только знания, но интерес к делу умеет он передать ребятам. И безошибочно определяет, кто из новичков «контактник», его это место или нет.

– У меня нет какого-то особого секрета, – разводит руками Николай Васильевич, когда я интересуюсь, как это ему удаётся. – Опыт... По поведению человека всё понятно. Один придёт – вопросы по работе задаёт, его заинтересованность сразу видно. А кого-то интересует только график и зарплата. Тут нельзя какую-то формулу вывести, но серьёзного работника видно сразу. А с ребятами в бригаде мы ведь большую часть времени вместе проводим, поэтому разве могут быть у нас плохие отношения? Всем хочется работать в спокойной, доброй атмосфере, вот она у нас такая и складывается. И это заслуга общая…

Новичка, только принятого на работу, первым делом сажают за техническую документацию. Десять дней он знакомится с характеристиками участка, техникой безопасности. А наставник ему то и дело задаёт вопросы. Это важно, считает Блохин, ученик тогда уже не просто проглядывает текст, а воспринимает его как практическую задачу. Хорошо, когда одновременно устраиваются в дистанцию несколько ребят, тогда они быстрее набираются опыта. Один усвоил, уже хочет объяснить и подсказать другому, ну и тот стремится не отстать. Потом молодёжь берут на линию. И здесь приходит их очередь задавать вопросы. Выполнять какие-либо поручения им пока нельзя, по инструкции они смогут приступить к работе только через месяц, после того как сдадут экзамен. А пока ребят закрепляют за наиболее опытными контактниками, они смотрят, как те работают, спрашивают, если что непонятно, осваиваются с делом.

– Я им стараюсь привить мысль, что если мы сегодня не сделаем, упустим какую-нибудь мелочь, то завтра она вырастет в большую проблему для всех, – говорит наставник. – Поэтому у нас важно не просто выполнять, что сказали, пусть даже и хорошо, но и понимать каждую минуту, как функционирует система в целом, наблюдать её и чувствовать. Тогда от внимания ничего не ускользнёт. Электроснабжение для дороги – это движение. И наша задача, чтобы перебоев в нём не было.

До него в семье не было железнодорожников, но сам Николай Васильевич уже стал главой династии. Обе его дочери, Наталья и Марина, трудятся в Мытищинской дистанции распределителями работ.
– В первое время я им что-то подсказывал, объяснял. Теперь уже они меня учат. В основном – как пользоваться компьютером. Ведь сейчас все документы обрабатываются электроникой. Отставать нельзя. Недавно внедрили автоматизированную систему управления инфраструктурой ЕК АСУ И. Она как раз нужна для планирования работы. После внесения в программу всех плановых и внеплановых видов работ с помощью компьютера ежедневно ведётся мониторинг, напоминая о сроках и объёмах задач. Человеческий фактор исключается – АСУ ничего не упустит и не забудет.

Основное направление работ определено уже и на следующий год. Сейчас бригада, помимо неотложных задач и текущего содержания устройств, занимается сменой дефектных опор. А в 2013-м контактники возьмутся за капитальную работу по замене несущего троса на своём участке. Насущных дел тоже много, и спектр задач широк: от работы на высоте, под напряжением, до разгрузки привезённых деталей, от контроля бесперебойности электроснабжения, ревизии контактной подвески до экстренного устранения сбоя.

Дистанция давно стала вторым домом для Николая Васильевича, и ему этот дом нравится. Тем более что и повзрослевшие дочери работают рядом.
– К слову сказать, зять у меня тоже коллега, – рассказывает Николай Васильевич. – Мою школу прошёл в своё время, а теперь, как и я, руководит районом контактной сети на нашей дистанции. Подрастает и внук Артём, надеюсь, и он продолжит семейную традицию. Я дочерям говорил и ему скажу: железная дорога – это удивительная система, ставшая неотъемлемой частью государства, которая на протяжении лет даёт всем стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

В большинстве железнодорожных профессий труд специалиста нельзя оценить количественными единицами или готовностью конечного продукта. Учёный может что-то открыть или доказать, режиссёр – снять кино, токарь – выточить рекордное за смену количество гаек... Здесь же за эталон ценится бесперебойная, качественная ежедневная работа. Та, которой человек отдаёт всего себя.

Именно за такой труд Николая Блохина и ценят в компании. Прочное звено укрепляет цепь – можно быть уверенным, что в этом месте она не порвётся.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»
Мытищи
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30