11 апреля 2021 20:58

Дотация в помощь

Правительство продолжит субсидирование железнодорожной инфраструктуры для пригородных компаний и в 2014–2015 годах. Это окажет существенную помощь региональным бюджетам и ОАО «РЖД».

О том, что субсидирование в размере 25 млрд руб. продолжится и после 2013 года, на «правительственном часе» в Совете Федерации заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. «На следующие годы (2014–2015) заложено снижение, но я подозреваю, что нам придётся восстанавливать эти объёмы по итогам работы в первом полугодии будущего года при корректировке бюджета на 2014–2015 годы», – сказал Аркадий Дворкович.

Ранее Минфин предполагал прекращение субсидирования инфраструктуры уже в 2013 году, но из-за сложностей с финансированием в правительстве решили продлить дотации и заложили в проект бюджета на следующие два года поэтапное снижение до 16 млрд руб. в год. Между тем Концепция развития пригородных перевозок, уже подготовленная Минэкономразвития, предусматривает фактически нулевую плату за пользование инфраструктурой, поскольку, как поясняли в министерстве, необходимо выравнять конкурентные условия между железнодорожным и автомобильным транспортом. Сейчас в пригородном сообщении идёт стабильный рост основных показателей: пассажирооборот за первое полугодие вырос на 10,4%, выручка компаний – на 13,6%. При этом средний тариф снижается. В прошлом году его рост составил 3,6%, за первое полугодие – всего 1,5%. Эффективность ППК растёт: в прошлом году большее количество пассажиров было перевезено меньшим числом составов. Однако в 69 субъектах Федерации из 73 сборы не могут покрыть даже трети расходов пригородных компаний.
«Если бы федеральные дотации на инфраструктуру были отменены, то это потребовало бы увеличить региональные субсидии для пригородных компаний более чем в три раза», – замечает начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер.

Расчёты РЖД по 2011 году показывают, что если бы в 2012 году не было принято решение о федеральных субсидиях, то прибыльных ППК не было бы вовсе. Если по итогам прошлого года прибыль в размере 8,2 млрд руб. была получена в четырёх субъектах (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области), то без этого решения там был бы убыток в 4,3 млрд руб. Если в остальных 69 регионах убыток по году составил 14,3 млрд руб., то без дотаций он превысил бы 31 млрд руб.

На 1 июля общая кредиторская задолженность пригородных компаний ОАО «РЖД» достигла 23,6 млрд руб. «Есть все основания полагать, что без принятия долгосрочных правительственных решений не только по субсидированию инфраструктуры, но и по другим вопросам эта задолженность может быть трансформирована в сомнительную кредиторскую задолженность самого ОАО «РЖД», – полагает Максим Шнейдер.

В этом случае материнской компании придётся формировать под эту сумму резервы, которые надо будет вывести, в частности, из инвестиционной программы.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30