07 мая 2021 17:22

Лишние расходы

Учёные предлагают оптимизировать затраты на текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов

В настоящее время в вагонную составляющую тарифа, определённого Прейскурантом №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», не входят затраты на организацию текущего содержания вагонного парка в эксплуатации, уборку и подготовку подвижного состава под погрузку.

При ремонте вагонов существует конкуренция
Между тем формирование финансовых результатов компании существенно зависит от затрат вагонных депо на данные виды деятельности. К тому же точное установление цены за оказываемые услуги позволит быстрее найти пути сокращения расходов на ремонт.

Сейчас взаиморасчёты с собственниками подвижного состава за проведение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов строятся на основе действующего прейскуранта цен на работы, выполняемые в эксплуатационных вагонных депо ОАО «РЖД». При этом главным образом учитываются прямые производственные расходы.

Но проведённые специалистами Сибирского государственного университета путей сообщения исследования показали, что доля других статей затрат на ремонт (трудовые, материальные, услуги на подачу и уборку вагонов, на доставку узлов и деталей и др.) составляет от 15 до 50%. То есть они могут достигать половины всех расходов.

С нашей точки зрения, каждый из этих элементов можно оптимизировать в большей или меньшей степени. Например, сотрудники компаний осуществляют не только ремонт и восстановление подвижного состава, но проводят также более точную диагностику дефектов его номерных узлов. Кроме того, они решают вопрос о ремонтопригодности снятых деталей.

В случае положительного решения их отправляют в эксплуатационные депо для восстановления, а затем привозят обратно и вновь ставят на вагоны. Причём расходы на такие транспортные операции достаточно высоки.

Парадокс заключается в том, что остаточная цена предназначенной для дальнейшего использования детали не всегда даже покрывает издержки на её доставку в депо и обратно.

Рассматривая оптимизацию затрат по прочим статьям, следует понимать, что услуги на текущий отцепочный ремонт могут оказывать не только эксплуатационные депо, но и предприятия созданных не так давно вагоноремонтных компаний, которые по целому ряду причин могут выиграть в этой конкурентной борьбе.

Вместе с тем, имея на полигоне только Западно-Сибирской дороги предприятия, принадлежащие трём созданным вагоноремонтным компаниям, эксплуатационные вагонные депо могут теперь выбирать наилучшего контрагента для определения ремонтопригодности номерных деталей и осуществления их последующего востановления.

Пока эта задача решается методами математического программирования с учётом таких критериев, как стоимость доставки деталей, вид используемого при этом транспорта, качество ремонта, сроки диагностики.

Однако с дальнейшим развитием вагоноремонтных предприятий в будущем к этому перечню добавится ещё один очень важный критерий – стоимость ремонта. Считаю, что учёт этого фактора позволит более полно оптимизировать затраты на транспортные расходы при организации текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.

Алексей Абраменко,
сотрудник кафедры
«Экономика транспорта» СГУПСа
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30