07 мая 2021 00:05

Пора обновления

Необходимо отказаться от модернизации колесотокарных станков и перейти к замене их парка

В решении задач программы инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года первостепенная роль принадлежит инновационной деятельности, способной обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.

Колесотокарный станок ТК950Ф3п. Ремонтное локомотивное депо Свердловск-сортировочный. Ввод в эксплуатацию – 2012 год
Задача ускоренного технического перевооружения железнодорожного транспорта может быть решена при условии четкой координации действий между ОАО «РЖД» и производителями новой техники на базе современных экономических механизмов, обеспечивающих взаимную заинтересованность в долгосрочном партнерстве.

Внедрение наукоемких инновационных технических средств и ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение технического уровня и безопасности подвижного состава, является непременным условием успешной реализации Программы.

Одним из главных ориентиров инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. является модернизация существующей материально-технической базы, замена технических средств с истекшим сроком службы на новую технику с высокой производительностью.

Необходимость обновления парка колесотокарных станков для ремонта колесных пар тягового и грузового подвижного состава обусловлена возросшими требованиями к качеству ремонта. Технические характеристики колесотокарных станков нового поколения должны соответствовать актуальным требованиям по производительности, качеству работ, обеспечить техническую и экологическую безопасность персонала.

В начале 80-х годов в ремонтных депо МПС СССР находилось в эксплуатации более 2500 ед. колесотокарных станков различных модификаций. Основными поставщиками станков были станкостроительные заводы – RAFAMET (Польша) и КЗТС (Украина). Эксплуатационные характеристики поставляемых станков удовлетворяли предъявляемым на то время требованиям к обточке колесных пар. В то же время функциональные возможности колесотокарных станков имели существенный ряд ограничений. Точность обточки определялась методом копирования – электромеханическим, гидрокопировальным или просто механическим. Все технологические операции выполнялись вне автоматического цикла. Так, например, управление станком UBB-112 осуществлялось с 4 пультов с количеством органов управления до 70. Отсутствие на станках контроллеров, не говоря уже о системах ЧПУ, регулируемых частотных приводов неизбежно сказывалось на качестве обточки, производительности, энергоемкости, значительно ухудшало показатели ремонтопригодности, надежности и т.д.

Колесотокарный станок ТС912Ф3. Вагонное ремонтное депо Батайск. Ввод в эксплуатацию – 2011 год
Сложные системы управления, разработанные на основе электромеханических устройств, шкафы управления, занимающие десятки квадратных метров, гидравлические системы, пронизывающие насквозь все механизмы, в конце концов превратили колесотокарные станки в механических монстров массой до 60 тонн.

В период 1990–2000 годов поставки новых колесотокарных станков практически прекратились, а если и были поставки, то в единичных случаях.

В эксплуатации в ремонтных депо сегодня находится не один десяток колесотокарных станков, поставленных в 70-х годах прошлого века.

Анализ данных, полученных ООО «ТехСтрой» при проведении капитального ремонта, модернизации, технического обслуживания и текущего ремонта колесотокарных станков в период 2003–2011 годов, свидетельствует о неуклонном старении станочного парка.

Так, по состоянию на 2011 год в региональных дирекциях по ремонту тягового подвижного состава на балансе находилось более 380 ед. колесотокарных станков различных моделей. Из них 206 ед. – колесотокарные станки, возраст которых превышает 20 лет, что от общего числа станков составляет 54,5%. Это станки, выработавшие свой эксплуатационный ресурс.

Немногим лучше ситуация по вагонным ремонтным депо. Каждый третий колесотокарный станок выработал свой эксплуатационный ресурс, а это более 130 ед. Каждый пятый станок нуждался в ремонте.

Волна модернизации колесотокарных станков в начале 2000-х годов, продолжающаяся и сегодня, привлекла многих разработчиков и исполнителей работ. Это привело, в конечном счете, к различным схемам модернизации. Модернизация частично решила накопившиеся проблемы. Улучшилось качество обточек, повысилась производительность. Уменьшилось число отказов. Но отсутствие комплексного подхода при проведении модернизации, единых требований привело к ряду новых трудноразрешимых проблем. Системы ЧПУ выполнялись на базе различных производителей. Алгоритмы цикла обточки и работы станка разрабатывались каждым производителем по своему усмотрению и были несовместимы между собою. Отсутствие системного подхода в вопросе организации модернизации привело к тому, что сегодня в эксплуатации находится большое разнообразие модернизированных станков, выполненных на базе оборудования прошлого века.

Следует добавить, что при качественно проведенной модернизации дальнейший износ базовых конструкций колесотокарного станка сводит на нет все достигнутые преимущества уже в течение следующих 3–5 лет. Дальнейшая эксплуатация колесотокарного станка сопряжена с достаточно высокими затратами на поддержание исправного, работоспособного состояния. Уже к концу 2011 года в капитальный ремонт начинают поступать колесотокарные станки, прошедшие модернизацию несколько лет назад. Снова нужны непомерно высокие многомиллионные вливания для восстановления «разваленного» оборудования. О какой эффективности инвестиционных вложений может идти речь в этом случае?

В тактическом плане проведение модернизации дает определенный временной выигрыш, но в стратегическом плане без плановой замены колесотокарных станков, выработавших свой эксплуатационный ресурс, на станки нового поколения – это дорога в никуда, это тупиковое направление.

Решение проблемы – поэтапный вывод старого оборудования и поставка новых колесотокарных станков.

Учитывая тенденции развития отечественного и зарубежного станкостроения, а также с учетом требований к ремонту колесных пар высокоскоростного железнодорожного транспорта новые колесотокарные станки должны соответствовать современным международным стандартам.

Оснащение колесотокарных станков модулями удаленного доступа и подключение к единому центру мониторинга позволит обеспечить эффективный контроль работы оборудования, снизит эксплуатационные расходы Потребителя.

Станкостроительный завод ООО «ТехСтрой», как производитель колесотокарных станков, разработал проект Комплексной программы обновления парка колесотокарных станков для ремонта колесных пар тягового и грузового подвижного состава на период до 2016 года.

Цель Комплексной программы – обновление парка колесотокарных станков, что позволит к 2016 году в 2 раза снизить средний возраст колесотокарных станков. Производственные мощности завода позволяют за этот период изготовить и поставить Потребителю более 200 ед. новых колесотокарных станков.

Реализация Комплексной программы будет определять технологические возможности отрасли на длительную перспективу. Позволит обновить промышленно-технологическую базу для качественного ремонта тягового подвижного состава. Сформирует предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре отрасли инновационной продукции. Создаст основу для экономического роста и равноправного участия России в мировых рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Николай Троилин


Справка
    ООО «ТехСтрой» – динамично развивающаяся компания, работающая на рынке станкостроения 10 лет.
    Более 150 сотрудников компании занимаются проектированием, изготовлением и поставкой нового оборудования, капитальным ремонтом и модернизацией колесотокарных станков, сервисным обслуживанием.
    Высококвалифицированные специалисты и инженеры-разработчики работают в тесном сотрудничестве с производством для гарантии получения качественной продукции и услуг.
    За 10 лет выполнено более 100 капитальных ремонтов колесотокарных станков, из них более 80 прошли модернизацию. Изготовлено и введено в эксплуатацию более 60 новых колесотокарных станков.
    Потребителями продукции и услуг компании являются структурные подразделения ОАО «РЖД», железные дороги Казахстана и Беларуси.
    Высокое качество работ и широкий спектр услуг позволили зарекомендовать компанию с наилучшей стороны.
    ООО «ТехСтрой» – постоянный участник промышленных выставок железнодорожной тематики. Актуальность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг неоднократно отмечалась дипломами и грамотами организаторов выставок.

    347900, Россия, Ростовская область,
    г. Таганрог, ул. Фрунзе, 83-1
    Тел./факс: 8 (8634) 314-846
    e-mail: info@tehstroy-group.ru, www.tehstroy-group.ru

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30