07 мая 2021 18:51

На карантин

Санитарный надзор за железными дорогами ведётся с первых лет их существования

Санитарно-эпидемиологической службе России исполнилось 90 лет. Согласно документам, она появилась на свет 15 сентября 1922 года. Если же перелистать страницы истории назад, то оказывается, что произошло это за много лет до официального дня её рождения.

Уследить за санитарным состоянием всех магистралей не так-то просто
Ещё с середины XVIII века на российских границах выставлялись пограничные карантины для ограждения нашей территории от проникновения из-за рубежа заразных болезней. Однако и это предыстория. А начало истории, по мнению главного врача Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту Юрия Артёменкова, совпадает с началом строительства российских железных дорог. В 1843 году начали строить дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой. За санитарно-эпидемиологическим состоянием на «стройке века» следили медики десяти лазаретов, которые почему-то назывались «балаганами». Два года спустя на строящейся дороге вспыхнула эпидемия сыпного тифа, которым внезапно заболели около 9 тыс. рабочих. В течение двух месяцев от этой болезни умерли 6 тыс. человек, в том числе два врача, 20 фельдшеров и санитаров – работников тогда ещё официально не существовавшей санитарно-эпидемиологической службы.

В июне 1865 года указом императора Александра II Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовано в Министерство путей сообщения, одновременно с появлением МПС начала создаваться врачебная служба для «наблюдения за санитарным состоянием дорог». На случаи крушений и катастроф уже тогда оборудовались специальные санитарные поезда, а в пассажирских поездах у главных кондукторов появились аптечки и носилки. Позже в МПС организуется врачебно-санитарный отдел, вводятся должности инспекторов по санитарному состоянию железных дорог, санитарных врачей и дезинфекторов. Примечательный документ 1913 года – «Положение об участковых санитарных комиссиях». Им предписывалось «наблюдать за вполне опрятным содержанием станционных зданий, буфетов, жилых домов, школ, мастерских, кухонь, бань, прачечных, товарных складов, отхожих мест, помойных и выгребных ям, дворов и прочих устройств дороги».

В годы Гражданской войны огромную роль в обеспечении эпидемиологического благополучия страны сыграли декреты Совета народных депутатов РСФСР 1919–1920 годов «О мероприятиях по сыпному тифу», «Об обязательном оспопрививании», «Об обеспечении населения республики банями». Их названия говорят сами за себя. Но днём рождения санитарно-эпидемиологической службы принято считать 15 сентября 1922 года, когда вышел декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах республики».

Колоссальная по своим объёмам задача встала перед санитарной службой во время Великой Отечественной войны и в последующие годы – защита населения от тяжёлых санитарных последствий военной разрухи: борьба с малярией, дифтерией, сыпным и брюшным тифом.

В 2003 году в структуре МПС был образован департамент Госсанэпиднадзора, который возглавил заслуженный врач РФ Станислав Кривуля, внёсший большой вклад в развитие и совершенствование санэпидслужбы на железнодорожном транспорте. В беседе с корреспондентом «Гудка» Станислав Данилович совсем недавно вспоминал аварию на Чернобыльской АЭС, когда среди железнодорожников, работавших в зоне радиационного заражения, не было ни одного случая лучевой болезни, землетрясение в Армении, после которого создалась реальная угроза эпидемии – её удалось предотвратить также благодаря усилиям работников санэпидслужбы, прибывших на место трагедии.

В 2004 году МПС было преобразовано в ОАО «РЖД», а санэпидслужба отошла в ведение Роспотребнадзора. Структурам удалось достичь взаимопонимания: важным результатом их совместной работы стало соглашение о взаимодействии между ОАО «РЖД» и Роспотребнадзором, которое в 2007 году подписали их руководители Владимир Якунин и Геннадий Онищенко.

Важным событием стало принятие в 2006 году Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ «Регламента взаимодействия железнодорожных администраций по предупреждению завоза и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения», разработанного ОАО «РЖД». В этом документе, который представлял вице-президент ОАО «РЖД», председатель комиссии по взаимодействию глав железнодорожных администраций в области здравоохранения стран СНГ Олег Атьков, детально прописана схема взаимодействия различных ведомств сопредельных стран при обнаружении опасных инфекций.

Большая заслуга работников и Роспотребнадзора, и его Управления по железнодорожному транспорту в том, что не случилось массовых инфекционных заболеваний после недавнего наводнения в Крымске. «Их можно и нужно было опасаться, потому что в затопленных домах и дворах долго оставались погибшие домашние животные», – пояснил руководитель управления, главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту РФ Юрий Каськов.

Сегодня санитарная служба представляет собой тандем Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту. В структуре управления Роспотребнадзора – территориальные отделы на 15 железных дорогах страны, 21 пограничный санитарно-карантинный пост. Их задача – не допустить проникновения в нашу страну инфекционных болезней и ввоза грузов, представляющих опасность для населения. Кроме того, служба проводит санитарно-эпидемиологический надзор за пассажирскими поездами внутригосударственного и пригородного сообщения.

Центр гигиены и эпидемиологии представлен центральным аппаратом в Москве и 124 филиалами на сети железных дорог. Их специалисты исследуют пробы воздуха, почвы, пищевых продуктов, проводят измерения различных физических факторов окружающей среды (шум, вибрация, освещённость).

Андрей Ивахнов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30