22 апреля 2021 06:03

Контрольный пробег

Сигналист поднял шар и протрубил в рог

В этом году исполняется 120 лет телефонно-жезловой системе железнодорожной сигнализации. В 1892 году использовать её предложил инженер Закавказской железной дороги Фёдор Балюкевич.

В век компьютеров такая техника уже не нужна
Изобретатель применил для телефонного сообщения телеграфные провода. Благодаря этому стало возможным с одного аппарата, называемого «фонопор», одновременно и телеграфировать, и телефонировать.

Введение новшества стало несомненным прогрессом в системе сигнализации при движении поездов. К 1917 году эксплуатировалось уже 16 тысяч телеграфных аппаратов и около 45 тысяч телефонов. И уже в начале прошлого столетия возникло стремление организовать связь по типу современной линейно-путевой.

Созданием системы передачи сигналов по маршруту движения поездов занимались уже с началом строительства первой российской железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск. Между станциями тогда действовал оптический телеграф. Постовые будки располагались примерно в двух километрах друг от друга, сигналили днём чёрными или красными шарами, ночью – красными фонарями. Интересно, что системы сигналов на разных участках были неодинаковыми. Действовала и самая простая сигнальная система, которая подкреплялась «контрольным пробегом» для надёжности. Работало это «устройство» так: участковый сигнальщик с помощью проволоки и шеста поднимал нужного цвета шар, трубил в рог, а потом бежал две версты до следующего участка, чтобы убедиться, что сосед-сигнальщик трезв и не проспал, что он принял сигнал, поднял свой шар и также убежал вперёд. Тогда прибежавший опускал шар этого участка, возвращался к себе и убеждался, что его шар уже опущен соседом. И так – по всему маршруту от станции к станции. Если не случалось чего-то экстраординарного, сигнал от станции до станции мог «долететь» через двадцать постов всего за десять минут.

Принцип такого телеграфирования был взят из древнерусского опыта передачи сообщений о передвижениях неприятеля с помощью звона колоколов и зажжения факелов – от храма к храму. На некоторых участках железной дороги эта система действовала до 1870 года, пока её не сменила новая.

Наталья Цыплева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30