13 мая 2021 02:16

Берег принял

Свыше 70% железнодорожных перевозок рыбы в России идёт через припортовые станции Дальневосточной магистирали. И в последние годы вылов рыбы на Дальнем Востоке растёт – с 1,9 млн тонн в 2008 году до почти 2,9 млн тонн в 2011-м. Ожидается, что и этот год будет удачным. Во всяком случае лососёвая путина бьёт рекорды.

Однако объём доставки морепродуктов железной дорогой от улова не зависит – он всегда примерно на одном уровне. Хотя рыба, груз второго класса, весьма выгодна для перевозчика – отправки этой номенклатуры в общей погрузке ДВЖД занимают около 1%, тогда как в выручке – 3%.

Проблема перевозки тихоокеанской рыбы на внутренний рынок многоаспектная. Основная её причина – нехватка спецмощностей для перевалки и хранения морепродуктов. При планируемом Росрыболовством вылове 6 млн тонн к 2020 году основные складские портовые холодильные мощности Дальнего Востока просто мизерны – всего 1% от этой цифры. Каким образом будут организованы приём, хранение, сбыт, переработка, логистика такого объёма рыбы, не ясно.

Но дело не только в портах. Рыбаки жалуются, что в пик путины значительно вырастают ставки операторов на перевозки. По сравнению с межсезоньем – чуть ли не вдвое. Но и владельцы спецвагонов указывают на потери, которые приходится нести в ожидании загрузки: в отличие от другого подвижного состава рефрижераторы требуют затрат для поддержания в «горячем» резерве. Кроме того, не зная дат отгрузки и объёмов, операторы не могут определиться с ценовой политикой, которая могла быть гибче.

Проблема усугубляется, когда оптовые покупатели рыбы выжидают максимального снижения закупочных цен, а рыбаки, наоборот, надеются продать её дороже. В итоге немалая часть улова уходит в соседние страны, где промысловикам предлагают более выгодные условия.

У многоаспектной проблемы и решений должно быть много. Необходимо участие частного бизнеса, который серьёзные средства в развитие прибрежной инфраструктуры вкладывает пока крайне редко. Железнодорожники тоже не должны стоять в стороне – рефрижераторный парк не обновлялся уже много лет.

Но, пожалуй, главным стимулятором доставки на столы качественной и дешёвой рыбы должно быть государство. Действуя по аналогии с лесом, когда заградительные пошлины на вывоз за рубеж кругляка спровоцировали строительство в России деревообрабатывающих производств.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30