21 апреля 2021 17:44

Скосили премию

Многие работники не знают, почему остались без вознаграждения

Обеспечение безопасности движения на сети, несомненно, нуждается в  материальных стимулах. И это прекрасно понимают в ОАО «РЖД».  При этом формы мотивации  меняются, как и сама компания. Новое Положение о вознаграждении работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за обеспечение безопасности движения было утверждено 30 декабря 2011 года.

Безопасность движения во многом зависит от человеческого фактора
Вот только, судя по письмам в редакцию, ознакомить с этим документом работников на ряде предприятий не удосужились. И на нашу «горячую линию» с начала года пошли звонки со всех концов сети. При этом задавали такие вопросы:
«Сузунской дистанции пути Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги выделили деньги на премии за безопасность движения. Но нам почему-то не выдают. Сказали, что эти деньги пойдут на закупку сенокосилок – летом траву косить. Но почему такое творится?»

Или вот ещё один возмущённый вопрос: «На основании чего начальник дистанции электроснабжения города Смоленска забрал у работников 50% премии за безаварийную работу якобы на нужды ЭЧ?»

И что мы могли на это ответить? Редакция отправила оба письма в соответствующие инстанции. Но ответа не получила.

Судя по обращениям на «горячую линию», многие люди не знают ни порядка выплаты премии, ни кто этим занимается, поэтому и звонят в «Гудок». Хотя родной профком ближе. Почему не обращаются туда? Вероятно, не верят, что получат внятный и правдивый ответ.

Между тем на большинстве предприятий созданы специальные комиссии, которые рассматривают кандидатуры работников, представленных на премирование, с участием председателя первичной профсоюзной организации.

И относятся к этому делу очень серьёзно.

Так, к примеру, на вопрос о премии за безопасность движения с Октябрьской дороги сообщили: в локомотивном эксплуатационном депо Санкт-Петербург-Варшавский право на вознаграждение имели 323 человека из 805 работающих. Комиссия приняла решение, что премии получат те, кто набрал наибольшее количество баллов. Их оказалось 122.

После обращения на нашу «горячую линию» одного из работников Троицкой дистанции пути мы получили обстоятельный ответ и из Южно-Уральской дирекции инфраструктуры. Выяснилось, что ещё в начале года в дистанции создана комиссия по выплате вознаграждения за обеспечение безопасности движения. Она рассмотрела и оценила работу 329 человек. И определила лучших работников, которые набрали от 83 до 58 баллов. При этом бригада № 2, в которой трудится путеец, обратившийся в газету, набрала меньше – от 33 до 53 баллов. Комиссия сочла, что ею не выполнен ряд условий по таким показателям, как обнаружение трудновыявляемых дефектов или неисправностей пути, содержание рабочего места и вверенных устройств в образцовом порядке, наличие больничных листов и участие в наставничестве.

Но только одно осталось непонятным: почему люди должны выяснять это через газету? Неужели трудно вывесить на всеобщее обозрение положение о премировании, состав комиссии и её решение? Тогда народ не гадал бы, за что лишают премии. Мотивация приносит эффект тогда, когда известны условия соревнования и человек уверен в объективности оценки своего труда. В противном случае это превращается в антимотивацию.

Кстати, об объективности. Чего греха таить, с нею ведь тоже бывают проблемы. И об этом свидетельствует история, которую нам поведала наша читательница: «Я дежурная по станции Белая Калитва Северо-Кавказской железной дороги.

В этом году нам должны были начислить премию по безопасности. По нашей станции она даётся, если мы набираем 56 баллов. Мне 10 баллов начислили за посещение технических занятий.

36 баллов – за зачёты. Это 46 и плюс пять баллов за совмещение профессий. Мы работаем ночью за приёмосдатчиков.

У меня получился 51 балл. Но руководство не учло, что я в этом году повысила свою квалификацию, сдала экзамены на и.о. начальника станции и замещала его, когда было необходимо. Кроме того, у меня практиковался в этом году человек. Но баллы мне тоже не начислили».

Как известно, от ошибок застрахован лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому и комиссия может ошибиться. Но там, где есть «обратная связь» с людьми, ошибки быстро исправляют. Здесь же мы так и не дождались ответа, поэтому остаётся только гадать, дали всё же премию этому трудолюбивому и старательному человеку или нет.

С начала года на нашу «горячую линию» поступило около двух десятков обращений работников дорог в связи с невыплатой премии за безаварийность. Вроде бы и не много, если сравнить с общим количеством работающих в компании. Но ведь это люди, от которых во многом зависит безопасность движения поездов, поэтому и внимание к ним должно быть особое. Не случайно именно человеческий фактор чаще всего играет главную роль в чрезвычайных происшествиях на транспорте. Поэтому недооценка его чревата. И тем не менее ответы из соответствующих инстанций пришли только на половину писем. Хотя новый год уже не за горами и будут очередные выплаты вознаграждений. Вероятно, и в 2013-м люди будут звонить на нашу «горячую линию» всё с тем же вопросом: почему нас лишили премии? А ведь ещё не разобрались с сенокосилкой на Алтае и со Смоленской дистанцией электроснабжения.

Осталось без ответа и пришедшее несколько месяцев назад письмо:
«Дорогая редакция! Я работаю мостовым мастером в дистанции пути искусственных сооружений на Восточно-Сибирской железной дороге. На нашу дистанцию выделили некую сумму для премирования мастеров за вклад в обеспечение безопасности движения поездов. Руководство всю сумму поделило на 10 мастеров. Премию получили те, у кого новые или отремонтированные искусственные сооружения (ИССО), на которых и трудозатрат больших нет.
А мы, мастера, работающие на Транссибе, где ИССО постройки XIX и начала XX веков эксплуатируются без капитальных ремонтов, остались без премии.
Я обращался к руководству дороги и компании, но ответа не получил. А в протоколе нашего предприятия только ссылки на какие-то распоряжения Дирекции инфраструктуры, которых никто не читал. Надеюсь, что моё письмо станет достоянием гласности, может быть, тогда наше руководство задумается, почему у нас кто не работает, тот ест».

Не нами сказано: там, где при распределении премий отсутствует гласность, рождаются слухи и домыслы. И что хуже всего – возникает почва для злоупотреблений. Ведь не каждый устоит перед искушением потратить чужие премии на сенокосилку или на собственные нужды.

Татьяна Иванова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30