25 октября 2021 13:08

Переправа в Азию

Погранпереходы в Китай и Северную Корею обеспечат развитой инфраструктурой

ОАО «РЖД» намерено более активно сотрудничать с железнодорожниками азиатских стран – об этом шла речь на недавнем Байкальском международном экономическом форуме. О том, какие перспективы ожидают погранпереходы на Дальнем Востоке страны, как развиваются подходы к ним, рассказывает заместитель начальника Дальневосточной дороги – начальник Региональной дирекции инфраструктуры Сергей Максимцев.

Сергей Максимцев, заместитель начальника ДВЖД, начальник Региональной дирекции инфраструктуры
– Один из нынешних крупных международных проектов компании связан с модернизацией участка Хасан (Россия) – Туманган – Раджин (КНДР). Какова его готовность?
– На перегонах и станциях линии Туманган – Раджин закончены реконструкция верхнего строения пути, нарезка кюветов и канав, обустройство переездов. Остались незначительные замечания, которые устраняются подрядчиками. Из 30 искусственных сооружений, реконструируемых ОАО «РЖДстрой», включая 18 мостов и 12 водопропускных труб, все объекты приняты приёмочной комиссией заказчика. На участке Хасан – Раджин проложено 46,4 км магистрального и оптико-волоконного кабеля и столько же кабельной сети электронной системы счёта осей.
Ещё один подрядчик – ООО «Дальневосточная горно-строительная компания» реконструирует три тоннеля: Унсан, Манпхо и Унра. Последний наиболее протяжённый – 3,8 км. Сейчас там монтируется отделка, устраивают дренаж. Работы трудоёмкие. Но всё идёт по графику, и в конце ноября три тоннеля должны быть сданы.
Реконструкция инфраструктуры приносит северокорейским железнодорожникам современные технологии в эксплуатационной работе. На станциях Туманган, Унсан и Сонбон смонтированы модули постов электрической централизации – прежде подобное оборудование здесь не применялось. Новшество в целом улучшит качество эксплуатационной работы, повысит безопасность движения поездов.

– На каком этапе создание терминала в порту Раджин?
– Проект развития контейнерного терминала с возможностью переориентировать его на перевалку угля ещё на подготовительной стадии. Окончание строительства первой очереди намечено на июль 2013 года. Пока что геодезисты приступили к работам, предшествующим бетонированию площадок под склады, завозятся стройматериалы для причальных стенок, обустраивается временный городок.
К сожалению, приходится сталкиваться с организационными трудностями. Администрация порта пока не разрешает вырубку деревьев, которые находятся на отведённой под строительство площадке, что мешает началу работ.

Для активного грузооборота между странами нужно обустроить не только саму границу, но и подходы к ней
– Коснётся ли техническое развитие собственно погранперехода Хасан – Туманган и подходов к нему с российской стороны?
– Встаёт вопрос усиления пролётов пограничного моста через реку Туманную. В частности, требуется смена мостового бруса. Сейчас там действует ограничение движения поездов. Пока проблема не столь заметна, поскольку объёмы перевозок между Россией и Северной Кореей небольшие, но с активизацией движения она может стать сдерживающим фактором.
В последние годы мы увеличиваем объём летних путевых работ на линии Уссурийск – Барановский – Хасан, ответвлении от главного хода Транссиба. В этом году на перегоне Махалино – Хасан капремонтом на старогодных материалах оздоровлено 12 км пути. Отремонтированы часть путей и стрелок на самой станции Хасан.
В следующем году капремонт 12 км пути запланирован на перевальном участке Бамбурово – Сухановка. Работы эти важны не только для безопасного пропуска поездов в КНДР, но также перспективного погранперехода с Китаем Махалино – Хуньчунь, где ожидается возобновление перевозок. Кроме того, участок ведёт к порту Посьет, через который ОАО «Мечел» собирается наращивать экспорт угля в азиатские страны, в том числе за счёт вводимого в эксплуатацию Эльгинского месторождения в Якутии.

– Кстати, «Мечел» построил железную дорогу Улак – Эльга и готов начать пробные отгрузки угля. Понадобится ли на дороге реконструкция нового стыкового узла?
– Да. Сейчас Улак – маленький разъезд, всего три пути. Когда для строителей линии к Эльгинскому месторождению поступали материалы и техника, основные маневровые работы вагонов проводились на соседней станции Верхнезейск. В перспективе «Мечел» планирует отправлять до 22 млн тонн эльгинского угля. Конечно, под такие объёмы нужно реконструировать станцию Улак с увеличением приёмо-отправочных путей, с тем чтобы поезда отправлялись с одной стороны в направлении Тынды, с другой – Верхнезейска.
О необходимости развития будущего узла говорил и посетивший недавно Эльгинское месторождение президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Думаю, работы начнутся уже в следующем году.

– Вернёмся к приграничной инфраструктуре. Заметную роль в экономических связях между Россией и Китаем играет погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ, его грузооборот сопоставим с объёмом работы крупного порта. Что запланировано на этом направлении?
– В этом году выполнен средний ремонт с усилением рельсошпальной решётки, укладкой плетей бесстыкового пути и заменой балласта на участке Госграница – Сосновая Падь. Капитально будет отремонтировано на старогодных материалах 12 км перегона Липовцы – Пржевальская. В следующем году работы на этом направлении продолжатся.
Капремонт запланирован на перегоне Пржевальская – Гродеково-2. Эти меры позволят поднять весовые нагрузки, скорость движения, в целом стабилизировать путевое хозяйство. Хочу сказать, что китайские коллеги также развивают подходы к пограничной станции. С их стороны, в частности, обустраивается бесстыковый путь.

– Ещё один погранпереход, который может появиться в ближайшие годы с Китаем, – Нижнеленинское – Тунцзян. Какие здесь планы по развитию подходов?
– Мы знаем о намерениях горнодобывающего альянса Petropavlovsk построить мост через Амур между селом Нижнеленинское и китайским городом Тунцзян для экспорта продукции с металлургического кластера в Приамурье. Его длина – 2,2 км. Мост с совмещённой колеёй пути будет стальным, с пролётами более 100 м. Но на какой стадии находится этот проект, информации у нас от инвестора нет.
Хотя уже называются прогнозные перевозки через новый переход – до 20 млн тонн ежегодно. Чтобы взять такие объёмы, необходима реконструкция участка Биробиджан – Ленинск протяжённостью 121 км. Сегодня это малодеятельная линия, и чтобы обеспечить заявляемые перевозки, понадобится, в частности, усиление верхнего строения пути. Пока что у нас подготовлено технико-экономическое обоснование реконструкции данного участка.

Беседовал Павел Усов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31