11 апреля 2021 01:04

Запоздалые инструменты

Правительство решило сделать акцент в развитии транспортной инфраструктуры на привлечение частных инвесторов и внебюджетных источников.

На XI Международном инвестиционном форуме «Сочи-2012» министр транспорта Максим Соколов заявил, что до 2020 года в отрасль планируется привлечь 6,5 трлн руб. таких инвестиций. Это порядка 5% от всей той суммы ($40 трлн), которой сейчас обладают и могут вложить инвесторы в мире. Для этого меняется законодательство по ГЧП и по ценным бумагам. Новая транспортная стратегия с учётом изменившихся условий будет готова к концу года.

Но инвестиционный фон в мировой экономике таков, что хуже не придумаешь. Если до кризиса 2008 года почти целое десятилетие банкиры сами бегали за клиентами с просьбой взять у них деньги (и западные страны воспользовались ситуацией, модернизировав инфраструктуру), то сейчас ситуация изменилась ровно наоборот.

Если раньше европейские банки были в числе лидеров по инвестициям в инфраструктуру, то сейчас за первое полугодие нынешнего года эти инвестиции упали на 50%, что является худшим показателем за последние 15 лет.

Не лучше ситуация и со стратегическими инвесторами. В мае этого года в Испании произошло первое и очень показательное банкротство крупнейшей автодорожной концессии, что явилось тяжёлым психологическим ударом для всего инвестиционного сообщества. Теперь любой стратегический инвестор десять раз подумает, прежде чем согласится войти в какой-либо транспортный проект. У многих банков понизился рейтинг, и практически невозможно найти 20-летнее финансирование, дают деньги максимум на 12 лет. Это означает, что длительные проекты придётся рефинансировать, а это дополнительные риски.

В такой ситуации как никогда возрастает роль государства. Но правительство в ожидании новой волны кризиса уходит от прямого финансового участия в том же строительстве и модернизации железных дорог. Оно готово предоставить РЖД госгарантии по займам, но это ведёт к увеличению долговой нагрузки на компанию и не решает вопрос о реализации тех проектов, которые не окупаемы при нынешних тарифных условиях. Таковы, к примеру, все дальневосточные проекты. Если их не реализовать, то именно РЖД первыми и пострадают, столкнувшись с невозможностью предлагать клиентам новые услуги, а грузоотправители – с ограничениями роста, из-за чего пострадает уже вся экономика.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30