18 мая 2021 16:31

Ложный дефицит

Избыток порожняка и нерасторопность грузополучателей снизили пропускные способности Северо-Кавказской магистрали



Скопившийся на станциях порожняк порой простаивает в ожидании погрузки более недели

Поток порожняка в направлении ряда станций Северо-Кавказской магистрали достиг четырёх- и пятисуточной потребности в погрузке.

Сегодня на дороге в местном сообщении – около 26 тыс. собственных порожних вагонов. Как сообщил «Гудку» начальник Северо-Кавказской дирекции управления движением Алексей Черняев, необходимости в таком количестве нет – в среднем в сутки под погрузку подаётся около 3400 вагонов. «Такое количество порожняка затрудняет эксплуатационную работу, из-за занятости места на станциях появляются «брошенные» поезда, снижается пропускная способность», – утверждает он.

Как пояснили в Северо-Кавказском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания, излишний парк накапливается из-за неравномерной адресовки вагонов операторами на станции погрузки. «В направлении некоторых поток порожних образовался в объёме 4–5-суточной потребности», – говорит начальник СК ТЦФТО Алла Сканцева.

Так, на станцию Курганная направлено более 700 полувагонов, потребности же составляют 181 полувагон. А на станцию Зольский – в десять раз больше необходимого.

Но не только несогласованность действий операторов с дорогой затрудняет движение.
«Казалось бы, можно говорить не о дефиците грузового подвижного состава, а о его профиците. Однако, например, ситуация с перевозкой цемента свидетельствует о другом. Имеющийся на СКЖД значительный парк цементовозов, казалось бы, исключает саму возможность недостатка этого вида подвижного состава. Однако на практике ощущается их нехватка», – объясняет Алла Сканцева.

Ведь отгруженные цементовозы превращаются в склады на колёсах.
«Сегодня оборот цементовоза при плане в 11 суток составляет 14,4, – говорит Алексей Черняев. – Грузополучатели не спешат выгружать. Так, в Махачкалинском регионе сегодня простаивают около 100 цементовозов. Ожидание выгрузки здесь составляет от 2 до 10 суток. На Черноморском побережье превращено в склады более 700 цементовозов с простоем от 3 до 7 суток.

В ТЦФТО отмечают, что при своевременном освобождении вагонов грузополучателями вопрос о дефиците не возник.
«Если говорить о Черноморском побережье, то здесь сегодня стоит в ожидании выгрузки более 60 цементовозов в адрес ООО «Сочинская цементная компания», более 50 – в адрес ООО «Черноморстройсервис» и т. д., – рассказывает Алла Сканцева. – Если посмотреть на Дагестан, то среди основных компаний, задерживающих выгрузку, – «Дагресурс», «Прогресс М», «Стройаккорд», «Талибов».

По мнению железнодорожников, некоторые грузоотправители пытаются переложить ответственность на чужие плечи. Так, представители ОАО «Новоросцемент» публично заявляют, что из-за дефицита вагонов в июле-августе предприятие отгружало по 50 тыс. тонн цемента при возможности погрузки до 100 тыс. тонн в месяц.
«Это не так, – утверждает заместитель начальника Северо-Кавказского ТЦФТО Борис Бабенко. – Погрузка предприятиями «Новоросцемента» в июле составила 219,9 тыс. тонн, в августе – 230,5 тыс. Кроме того, на мой взгляд, им следовало бы более чётко просчитывать свою логистику. Сегодня из простаивающих на побережье цементовозов 412 – с продукцией этой компании».

По словам железнодорожников, в июле-августе ОАО «Новоросцемент» неоднократно отказывалось от согласованных заявок на перевозку (июль – 38 тыс. тонн, август – 27,3 тыс.). Зато в сентябре грузят с превышением к плану. Согласованная заявка составляет 243,6 тыс. тонн. Но с начала месяца к перевозке предъявлено 172,1 тыс., или +17% к среднесуточной отгрузке.

На магистрали констатируют, что ни о каком дефиците подвижного состава не может быть речи, в том числе и для перевозки цемента. Клиентам необходимо всего лишь вовремя освобождать вагоны.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30