16 апреля 2021 06:35

Покорённые рельсами

Середины каждый день засыпают и встречают новый день под стук колёс: железная дорога проходит всего в нескольких метрах от их дома. И, если глубокой ночью этот звук вдруг стихает, глава семейства – дорожный мастер Читинской дистанции пути Сергей Середин – тут же просыпается. Непорядок! Ему сразу чего-то не хватает. Что поделаешь, привычка.

Наверное, такая привычка была и у отца Сергея, Анатолия Кузьмича, дом которого тоже стоял рядом с Забайкальской магистралью.
– Сначала мы жили на станции Новая, а потом переехали на станцию Песчанка. Получается, я родился и вырос под стук колёс, мои дети и внуки тоже, – говорит Середин.

Мы сидим в помещении поста дежурного по переезду на участке, который Сергей обслуживает. Немногословный и несуетливый, облокотившись на низенький стол, он рассказывает об отце, который много лет работал в Читинской дистанции пути. Анатолий Кузьмич был монтёром, обходчиком, потом наладчиком малой механизации.
– С детства помню, как он снаряжался в зимние ночные обходы. Брал с собой фонарь, надевал лыжную маску, которая целиком закрывала лицо, чтобы не обморозиться. Поверх – очки, шапку. Тогда защитных кремов, как сейчас, не было. А морозы стояли лютые. Даже околоток на перегоне Новая – Маккавеево назывался Холодная. Домой отец возвращался весь в белом куржаке. Прямо как Дед Мороз, – рассказывает Середин.

Когда становилось теплее, маленького Серёжу Анатолий Кузьмич брал с собой на работу. И не только его, но и всю многочисленную орду детей: дочурку и восьмерых сыновей.

Все помогали папе на участке пути. Пололи траву, ровняли щебёнку. Пикетные столбики старательно обкладывали ровными камешками. Потом сверху белили известью.
– Ещё и деньги за это нам платили. Правда, траву полоть особого желания у меня никогда не было. А вот столбики обкладывать я любил, – смеётся мастер.

Никогда не забудет Сергей первое впечатление от магистрали. Оно оказалось настолько сильным, что определило его дальнейшую судьбу. Первый раз пятиклассником он пошёл следом за папой на работу. Дошли до железной дороги. И вдруг прямо перед ними с грохотом пронёсся поезд.
– Я огромными глазами смотрел, как мелькают вагоны. Потом смотрел вниз. Вроде рельсы и шпалы маленькие, а такая махина катится по ним. И ведь рельсы держат её, не ломаются, думал я, – вспоминает Середин.

Так же, как и отец, он устроился в Читинскую дистанцию пути. Начинал, как и все путейцы, монтёром. Заочно окончил железнодорожный техникум, потом трудился бригадиром.
– В следующем году будет 30 лет, как я работаю без перерыва на одном месте, в одной дистанции пути, на одном участке, – говорит Сергей.

В его шестой неотложной бригаде вместе с ним 25 человек. А он в ней один – ветеран. Большинство путейцев молодые. Но мастер работниками доволен: «Главное – стараются». А бригадир по промерам Иван Киргизов напоминает Сергею его самого в молодости.
– Походит на меня отношением к делу, дотошностью в хорошем смысле слова, – объясняет он.

Участок у Сергея сложный. Полно кривых. Но содержит он его в порядке. В прошлом месяце было 37 баллов. Для лета, считает он, вполне хорошо.

За добросовестную работу Сергея не раз поощряли. Выписывали премии по состоянию табельных, кладовых, инструмента. Медалей разных, как он сам признаётся, «целая стопка».

Четыре года назад получил «Почётного железнодорожника». Но особо дорожит он подарком президента компании – часами.
– Они у вас с собой? – интересуюсь я.
– Ан нет, на пенсию себе берегу! Они же хорошие, противоударные, – хитро щурится Середин.

Часы эти, считают его коллеги, не за какое-то отдельное достижение, а за многолетнюю верность путейскому ремеслу.

Работой на железной дороге он увлёк даже свою супругу Марину. Не познакомиться с ней в своё время он просто не мог. Дело в том, что дом её дяди, к которому она как-то приехала, стоял рядом с домом Серединых. А между ними узенькая улица.
– Разойтись на ней двоим было ну никак нельзя! Так и встретились, и познакомились. Видимо, это была любовь с первого взгляда, – улыбается Сергей.

Марина училась на печатника высокой печати. Но не решилась поехать в один из отдалённых районов Забайкалья по распределению и осталась. Потом трудилась на разных работах. А в период кризиса 90-х Сергей, который уже был мастером в дистанции, предложил ей устроиться дежурной по переезду.
– Жена, конечно, сначала отнекивалась. Мол, ничего не понимаю. Но потом согласилась, – продолжает мой собеседник.

Не меньше месяца Марина была монтёром пути. Где противоугон добивала или костыли, где болты подтягивала или чистила скрепления от мазута. Так положено, чтобы свой участок знать как азбуку. Только потом, после стажировки и испытаний в дистанции, назначили её дежурной по переезду. И уже 12 лет она на этом посту, работает, как и муж, достойно. А недавно даже предотвратила крупную аварию.
– Ночью с проезжей части выехала на переезд иномарка и в колее остановилась – застряла. Жена успела включить сигнализацию заграждения. Она остановила международный поезд. Он мог бы въехать в эту машину, и последствия страшно представить. А вообще задержались тогда десять грузовых и четыре пассажирских поезда, – рассказывает Середин.

Машину той ночью они два часа вытаскивали эвакуатором. Дело в том, что одно провалившееся колесо спустило и зацепилось диском, поэтому достать иномарку было непросто.

Младшая дочь Серединых Евгения, вдохновлённая родительским примером, решила продолжать семейную традицию. Окончила техникум с красным дипломом, заочно поступила в институт. Работала станционным рабочим, техником, а сейчас инженер по подготовке кадров в той же самой Читинской дистанции пути.
– Она у меня молодец, с характером. Пошла по стопам. Наверное, потому, что в детстве ей тоже нравилось со мной ходить траву полоть рядом с железной дорогой! – шутит глава путейской семьи.

Недавно Евгения даже получила премию после проверки подразделения московской комиссией. Кстати, зятья у Сергея тоже железнодорожники. Один был монтёром пути, другой работает помощником машиниста в депо Чита.
– Всю жизнь я отдал железной дороге, я к ней привязан. По дороге едут люди, везут грузы. Оно ведь приятно, когда поезд проехал по моему участку и всё хорошо. Я вижу в этом реальную пользу для людей, – признаётся мастер Сергей Середин.

Сергей Донцов
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30