11 мая 2021 09:29

Водная стратегия

Необходима новая государственная политика в области речного транспорта



Внутреннюю сеть предлагают открыть для плавания судов под иностранными флагами

Внутренние водные пути сообщения на протяжении всей истории нашей страны экономически связывали её регионы. Поэтому исключение водного транспорта из сферы государственной политики может привести к нарушению целостности всей системы перевозок, значительно снизить эффективность управления процессом доставки грузов и пассажиров.

Татьяна Пантина, проректор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, д.э.н.
В условиях ограничения пропускной способности автомобильных и железных дорог и отсутствия дополнительных бюджетных средств на строительство новых магистралей именно реализация потенциала внутренних водных путей позволит снизить расходы экономики на инфраструктуру.

Одновременно это поможет уменьшить долю транспортной составляющей в конечной цене товаров и улучшить экологическую ситуацию в различных регионах европейской части страны. К сожалению, в подготовленном правительственными экспертами докладе «Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика» делается вывод, что внутренние водные пути сообщения «перестают быть предметом федеральной транспортной политики». Такой подход может нарушить нормальную работу отрасли, ведь в настоящее время содержание внутренних водных путей осуществляется за счёт средств федерального бюджета.

А обеспечение безопасности этого вида транспорта, в том числе судоходства и эксплуатации шлюзов, каналов и других объектов инфраструктуры, является приоритетным направлением государственной политики. Наконец, магистральные реки с находящимися на них судоходными гидротехническими сооружениями представляют собой целостные объекты управления, поэтому их невозможно разделить между регионами. Нельзя также забывать, что речная система европейской части России входит в перечень Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения.

Считаю, что для развития этого важного для экономики страны вида транспорта нужно разработать и реализовать новую государственную политику в сфере водных сообщений. Прежде всего требуется повысить инвестиционную привлекательность судоходного бизнеса, создать возможности и условия для активного обновления транспортного флота, существенного роста конкурентоспособности речных перевозок.

Ещё одно стратегическое направление развития отрасли – модернизация инфраструктуры внутренних водных путей в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2015 года». Тем более что это требует относительно немного капитальных вложений по сравнению с проектами развития автомобильных и железных дорог.

Переключение части грузопотоков с автомобильного транспорта на речной в ряде европейских регионов страны с ограниченной пропускной способностью автодорог позволит не только уменьшить экономические потери предприятий из-за простоев автотранспорта, но и улучшить экологическую ситуацию в стране.

В свою очередь, принятие нормативно-правовых актов в области транспортного и налогового регулирования водных сообщений снизит себестоимость перевозок грузов по рекам.

Увеличить объёмы доставляемой судами продукции позволит международная интеграция. Для этого нужно поэтапно открыть нашу внутреннюю сеть для плавания судов под иностранными флагами, создать современную инфраструктуру для их обслуживания. Кроме того, необходимо развивать транзитные перевозки грузов по нашим рекам, шире использовать прогулочный и маломерный флот.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30