16 мая 2021 12:49

Выведет к Японскому

Россия и Китай реанимируют бездействующий погранпереход



Для Китая погранпереход – выход через порт Троица к Японскому морю

Дальгипротранс завершил проектные работы по возобновлению движения на линии Махалино – Хуньчунь.

О том, что совместно с китайской компанией «Северо-Восточная Азия» изучается вопрос о возобновлении движения поездов через пограничный переход Махалино – Хуньчунь, заявил на прошедшем VIII Байкальском международном экономическом форуме президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Это, в частности, предусмотрено программой сотрудничества между регионами Сибири, Дальнего Востока и северо-востока КНР до 2018 года.
«Мы рассчитываем, что этот пункт пропуска будет использоваться и для транзитных перевозок грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через порт Троица (Зарубино) в Китай и обратно», – отметил Владимир Якунин.

Перевозки в данном направлении временами шли с 2000 по 2004 год. С российской стороны их обслуживало ОАО «Золотое звено». Этой компании принадлежал 20-километровый участок дороги от примыкания линии Барановский – Хасан до госграницы, а также передаточная станция Камышовая. Однако из-за ненадлежащего обустройства пункта пропуска работа государственных контрольных органов была приостановлена.

В 2010 году «Золотое звено» признали банкротом, после чего летом 2011-го в права владения инфраструктурой участка вступило ОАО «РЖД».
«С этого времени фактически весь год Дальневосточная дорога прорабатывала с государственными контролирующими органами вопрос о возможности функционирования погранперехода, были разработаны техусловия. А сейчас Дальгипротранс завершил проектные работы по возобновлению движения на линии Махалино – Хуньчунь», – сообщил «Гудку» начальник службы международных связей дороги Игорь Мельников.

На первых порах планируется использовать направление для экспорта в Китай угля и руды – до 3 млн тонн в год. Транспортировка навалочных грузов в таком объёме не потребует больших вложений в возобновление работы погранперехода. Дальнейший рост перевозок повлечёт развитие пограничной станции Камышовая, строительство грузового терминала для переработки импортных и транзитных грузов. А рост должен быть.
«Китаем принята экономическая стратегия по индустриализации своих северо-восточных провинций. Соответственно, вырастут потребности этих регионов в энергоносителях. Так, в районе Хуньчуня уже отведена территория под комбинат по обогащению угля, который планируется импортировать из России, мощностью 10 млн тонн в год», – говорит Игорь Мельников.

В восстановлении перевозок через погранпереход в особенности заинтересована граничащая с Приморьем провинция Цзилинь. Минувшей весной Госсоветом КНР, рассказали в службе международных связей Дальневосточной дороги, рассматривались перспективы развития Хуньчуньской экономической зоны международного сотрудничества в бассейне реки Туманной. И одним из его решений было внесение погранперехода Махалино – Хуньчунь в перечень аккредитованных государством пунктов пропуска, имеющих право на импорт угля.

Линия Махалино – Хуньчунь, а это единственное прямое железнодорожное сообщение между провинцией Цзилинь и Приморьем, открывает китайскому бизнесу кратчайший выход к Японскому морю через порт в бухте Троица, откуда можно отправлять продукцию на юг КНР, а также в ряд стран региона.
«Например, в городе Чаньчуне расположен крупный сборочный завод «Фольксвагена». Порядка 70 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении) через порт Далянь ежегодно поступает с комплектующими для автомобилей. Однако железнодорожные подходы к нему да и сами портовые мощности перегружены. Как рассказали представители провинции Цзилинь, они готовы перенаправить грузопоток на направление Зарубино – Махалино – Хуньчунь. Конечно, для переработки контейнерных грузов понадобится дополнительное техническое обустройство пункта пропуска», – сказал Игорь Мельников.

Суммарно, уточнил он, ежегодный грузооборот погранперехода сможет в ближайшей перспективе достичь 15 млн тонн.

Для дороги особенно остро стоит вопрос привлечения дополнительных объёмов грузов. Уже известно о планах «Транснефти» с вводом второй очереди трубопроводной системы ВСТО значительно сократить в следующем году поставки нефти из Сковородино в бухту Козьмина цистернами. Потери магистрали составят до 15 млн тонн, что скажется на производительности труда, численности контингента. Сокращение перевозок почувствуют и территории, поскольку налоговые выплаты дороги напрямую зависят от грузооборота (за восемь месяцев 2012 года только в бюджет Приморья дорога перечислила более 1,7 млрд руб.). Возобновление работы перехода Махалино – Хуньчунь помогло бы отчасти компенсировать эти потери.

Павел Михайлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30