22 апреля 2021 05:28

Баланс интересов

Пассажира не стоит перегружать услугами

О перспективах развития проекта высокоскоростных поездов «Сапсан» рассказывает Дмитрий Пегов.

Дмитрий Пегов, генеральный директор Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД»
– Дмитрий Владимирович, на ваш взгляд, насколько успешным оказался пуск в эксплуатацию «Сапсанов», что оставляет желать лучшего или хотелось бы изменить?
– Я уже неоднократно говорил, что «Сапсан» – это один из самых успешных проектов пассажирского комплекса ОАО «РЖД». Это видно даже по высокой заполняемости поезда.
При этом появились постоянные пассажиры, которые работают в Москве, а проживают в Санкт-Петербурге, или наоборот.
Пассажиропоток на этом направлении постоянно растёт, и поэтому было решено приобрести дополнительную партию поездов. Тем более что на первом этапе, когда поступит первая партия поездов, придётся снимать на крупные виды ремонта по одному-два «Сапсана» в месяц.
Это в том числе было ещё одним аргументом, для того чтобы купить вторую партию из восьми поездов, потому что крупные виды ремонта занимают значительное время.
Но боюсь, что через какое-то время и этих составов будет недостаточно, чтобы перевозить всех желающих. Ресурс направления Санкт-Петербург – Москва – это порядка 9 млн пассажиров в год. Хотелось бы изменить расписание, увеличить составность поездов. Сделать более тактовое движение. К примеру, чтобы скоростные поезда между Санкт-Петербургом и Москвой ходили каждый час и пассажиры знали, что они придут на вокзал и через 30 минут или через час идёт скоростной поезд. Но в силу того, что мы эксплуатируем поезда на действующей линии, где курсируют и пригородные, и пассажирские поезда, это сделать невозможно. Для этого нужно строить выделенную линию.
С начала эксплуатации поездами «Сапсан» перевезено около 6,9 млн пассажиров. Средняя заполняемость поездов составляет около 100%.

– Насколько востребован маршрут Москва – Нижний Новгород?
– Поезд Москва – Нижний Новгород по заполняемости уже приблизился к Санкт-Петербург – Москва. Но расписание движения поезда здесь не очень удобное. Из-за того что мы эксплуатируем «Сапсаны» на линии общего назначения, скорость не превышает 160 км/ч. Для того чтобы сократить время в пути на этом участке до 3,5 часа и повысить скорость до 200 км/ч, необходимы значительные вложения в инфраструктуру.
Безусловно, компания предпримет все усилия, чтобы сократить время в пути на этом участке хотя бы до 3 часов 45 минут. Но нужно понимать, что это громадный пласт работы, который необходимо выполнить по инфраструктуре, по переустройству контактной сети, СЦБ, по ограждению платформ и т.д. На всё это потребуются время и финансовые ресурсы.

Поезда «Сапсан» обзавелись постоянными пассажирами
– Насколько вокзалы подготовлены к приёму пассажиров скоростных поездов?
– Для пассажиров бизнес-класса есть определённые зоны на вокзалах.
На скоростные поезда некоторые пассажиры приезжают на вокзал за пять минут до отправления, а то и едва успевают добежать до последнего вагона. В этом и заключается прелесть скоростного движения.
И в этом основное преимущество перед авиакомпаниями.

– Значит, можно считать, что «Сапсаны» отобрали часть пассажиропотока у авиакомпаний, работающих на этих направлениях?
– Я бы не сказал, что кто-то у кого-то что-то отобрал. Напомню, пассажиропоток между столицей и Санкт-Петербургом может превышать 9 млн пассажиров в год, следовательно, работы хватит всем перевозчикам. Конечно, появились пассажиры, которые перешли с самолётов на «Сапсан». Но при этом не стоит говорить, что у авиакомпаний упал пассажиропоток. По крайней мере, это не произойдёт, пока не будет выделенной линии.

– За счёт каких дополнительных услуг можно повысить привлекательность скоростных поездов «Сапсан»?
– Я бы не стал говорить, что нам нужно повышать привлекательность поездов, скорее, нужно вести речь об оптимизации пассажиропотока.
Конечно, есть определённые дни и поезда, где заполняемость не такая высокая, как в пиковые периоды (в пятницу или воскресенье). Для этого мы ввели программу динамического управления тарифами и дорожные карты, которые позволяют реализовать эту задачу. И это также принесло дополнительный доход.
К примеру, выпущены карты для людей пожилого возраста «60+», для молодёжи и школьников, которые действуют на определённые поезда. Думаю, что все пассажиры остались довольны, поскольку с
введением этой программы ещё не услышали ни одного замечания.
Продажи дорожных карт постоянно растут. При этом необходимо отметить, что наша ценовая политика гораздо лояльнее, нежели в авиакомпаниях, когда в определённые дни за два часа до вылета стоимость билетов выходит за разумные пределы. Мы постоянно информируем пассажиров о новых тарифах и акциях.

– Сегодня больше билетов продаётся через Интернет или кассы?
– Через Интернет продаётся 50–51% билетов, остальные продаются в кассах или через терминалы, установленные на вокзалах. Продажи билетов через глобальную сеть постоянно растут и, думаю, через какое-то время должны достигнуть порядка 70–80%. Для пассажиров приобретать билеты таким образом гораздо удобнее.
По поводу того, что некоторые пассажиры жалуются в блогах, что это долго, что нужно прочитать много лицензионных соглашений: это те меры безопасности, которые предусмотрены, поскольку ОАО «РЖД» – государственная компания. Поэтому пассажиры должны с пониманием подходить к этому вопросу.

– Какие услуги на борту «Сапсана» сегодня предлагаются пассажирам?
– Практически все услуги, которые в мире существуют, на «Сапсане» есть. К примеру, в вагоне-ресторане можно заказать еду на свой вкус, включая, например, вегетарианское или постное меню.
Но необходимо понимать, что перегружать пассажира услугами не стоит. Не все желают провести время поездки в развлечениях на борту, кто-то хочет просто поспать три часа. Главное – во всём соблюдать баланс.
Из нового в ближайшем будущем собираемся предложить пассажирам подарочную карту на поезд «Сапсан». Любой человек может подарить такую поездку молодожёнам, родителям и друзьям.
Нужно услугу делать переменной. Например, если Новый год, значит поменять сувенирную продукцию. Если какой-то религиозный праздник, значит расширить меню.

– Расскажите, пожалуйста, каков типичный портрет пассажира, пользующегося скоростными поездами «Сапсан»?
– Я бы разделил пассажиров на две категории. Первая – бизнесмены, которые не тратят своё время впустую, они работают постоянно – и в поезде, и на вокзале, и на перроне. И люди среднего достатка, которые либо путешествуют, либо отправляются в поездку по служебной надобности.
Либо это туристы, которые, осмотрев достопримечательности Москвы, отправляются в Санкт-Петербург либо наоборот. Этим летом таких туристических групп было очень много.

– Интересен ли «Сапсан» иностранцам?
– Конечно, да. Всё лето иностранные группы туристов пользовались нашими услугами.

– Получается, в основном бизнесмены, туристы и молодёжь являются вашими постоянными пассажирами?
– Это не совсем так. Мы ожидали, что как раз молодёжная карта будет пользоваться большим спросом, поскольку молодые люди легки на подъём. А получилась на самом деле обратная картина. Продажи карты «60+» в два раза превышают продажи карты «Молодёжная». Пожилые люди более прагматичны, читают всё, что написано в справочно-информационных буклетах. Они стараются сэкономить, чтобы потом, например, купить подарки внукам и т.п.
Сколько существует Дирекция скоростного сообщения, нам постоянно приходится учиться. Наша задача – чтобы все пассажиры были довольны.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30