18 мая 2021 16:07

Не тянуть до последнего

Региональные власти должны понимать свою ответственность за мобильность населения



Пригородные перевозки во многих регионах испытывают трудности с финансированием из-за неисполнения региональными администрациями своих обязательств.

Максим Шнейдер, начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»
– Максим Александрович, равнодушие властей ряда регионов привело к отмене там некоторых маршрутов электричек. Если они по-прежнему будут пассивными, не получится ли, что пассажиры совсем останутся без электричек?
– В стране ежесуточно отправляются в рейсы 6300 пригородных поездов. В августе-сентябре отменено 47 маршрутов – это менее 1%. Будем надеяться, что в регионах примут разумное решение и отменённые рейсы будут восстановлены. Даже в страшном сне не могу представить, что какая-то территория останется без пригородного сообщения. Ведь это не просто проблема перевозок, это вопрос развития региона в целом. И последствия могут обойтись в десятки раз дороже мнимой выгоды. Это снизит мобильность населения, многие потеряют работу, т.к. не смогут до неё добираться. Снизятся налоговые поступления, уменьшится валовый региональный продукт. А если в регионе потребуется восстановить перевозки в прежнем объёме, то открыть ранее закрытое там депо сразу не получится. Только на обучение хорошего машиниста потребуется минимум два-три года.

– Каким пригородным компаниям наиболее трудно из-за отсутствия или недостаточной компенсации выпадающих доходов?
– В критической ситуации уже находятся четыре пригородные компании: Северная ППК, Калининградская ППК, ППК «Черноземье» и «Экспресс Приморья». Остаётся надеяться, что до конца года удастся добиться понимания со стороны региональных властей в этом вопросе. Нельзя, чтобы жители остались без пригородного железнодорожного транспорта. Во всём мире перевозки населения – задача социальная. Мировой опыт пригородных перевозок показывает, что от продажи билетов никогда не получить сумму, покрывающую их себестоимость. В такой большой стране, как Россия, где от транспорта зависят основополагающие факторы развития государства, нельзя игнорировать ситуацию с пригородными перевозками. Все разговоры о якобы полной замене электричек автобусами не имеют под собой серьёзного основания. Прежде всего несопоставимы объёмы перевозок. Кроме того, далеко не все населённые пункты, которые связывают рельсы, имеют между собой хорошие автомобильные дороги.

– Что будет с пригородным сообщением, если в ближайшие годы отменят федеральное субсидирование?
– Сумма выпадающих доходов будет оцениваться в 50 млрд руб. в год. Выдержать самостоятельно такую финансовую нагрузку, вероятно, смогут только Москва и Санкт-Петербург. Надеюсь, что для тех, кто в нашей стране на различных уровнях принимает решения, это весомый аргумент. Сегодня необходимо принять закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Его проект опубликован на сайте Минтранса, и наша газета недавно рассказывала о нём. Но это далеко не всё. Необходимо также принять долгосрочную программу по субсидированию инфраструктуры в полном объёме, а также решить вопрос по фактическому возмещению стоимости проезда федеральных льготников. Кроме того, нельзя забывать и о молодёжи: предоставить льготы студентам и школьникам не только в 2013 году, но и на более долгосрочную перспективу. Осознание ответственности за транспортную мобильность населения как неотъемлемую часть развития региона и через это страны в целом – именно этого мы ждём от региональных властей.

– Некоторые региональные администрации сетуют, что расчёты составляющей на обслуживание подвижного состава ведутся неясно. Насколько это верно?
– Давайте посмотрим, кто сетует. По странному стечению обстоятельств это те, кто никогда в полном объёме не оплачивал и пока не оплачивает свой собственный заказ. Среди тех, кто в 2012 году вообще ни копейки не предусмотрел, – Вологодская, Курганская, Владимирская, Ленинградская, Тверская области, Приморский край. Ещё в 22 регионах предусмотрели менее 20%.
Но я хотел бы подчеркнуть, что есть много и ответственных органов власти. Так, 22 администрации в прошлом году полностью возместили выпадающие доходы, и ещё три региональных правительства смогли покрыть свыше 90%. Мы приветствуем руководителей таких администраций. Всё, что было им предъявлено, было рассмотрено и принято. Не скрою, это была поистине титаническая работа. Начиная с конца 2010 года, весь прошлый год и до сегодняшнего дня мы проводим с властными структурами нескончаемые совещания и переговоры. Мы предоставляем сотнями килограммов документы, подтверждающие расчёты по обслуживанию подвижного состава. И каждый раз приходится доказывать и отстаивать свою позицию. И если у губернатора честная позиция «Я заплачу всё, что нужно, просто представьте подтверждение» – всё получается. А если позиция «Вот у меня в бюджете есть немножко на пригород, это и получите и больше не приставайте», то здесь жалобы на якобы непрозрачность расчётов – просто элемент собственной защиты.
В этом году пока власти лишь около 20 территорий готовы полностью возместить выпадающие доходы. Но наша общая задача, чтобы их было 73.
При этом необходимо помнить, что регулированию подлежит деятельность пригородных компаний, а не ОАО «РЖД». Да, в структуре затрат большую их долю пригородная компания несёт по договорам с нашим холдингом. Такова специфика этого бизнеса. Вместе с тем необходимо понимание того, что накопленный долг пригородных компаний перед РЖД, оценивающийся в более чем 23 млрд руб., – это не просто цифры. Такой гигантский долг начинает уже влиять на финансовое положение системообразующего холдинга в стране. Сколько могло ОАО «РЖД» лямку тянуть – тянуло, но это не может продолжаться бесконечно. Мы призываем региональные власти выполнять то, что предусмотрено в нормативной базе. Они обязаны возмещать выпадающие доходы. Раз есть такая обязанность, значит в бюджетах необходимо предусматривать соответствующие средства. Пригородные компании не случайно обращаются в суд: они лишь требуют от регионов выполнить возложенные на них обязанности.

– Какой вариант развития событий, на ваш взгляд, наиболее вероятен в обозримом будущем?
– Надеюсь, оптимистичный. Будем продолжать разъяснять пассажирам, что все вопросы по отмене электричек и их назначению, по тарифам для пассажиров следует направлять не к холдингу, а к региональным властям. В целом мы будем делать всё, что от нас зависит. Но надо понимать, что ОАО «РЖД» в одиночку все вопросы решить не сможет. Очевидно, что если решать все системно, то тянуть до последнего не придётся.

Беседовала Марьяна Балашкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30