11 мая 2021 23:53

Уходящая в вертикаль

Центры корпоративного управления не изменят задач дорог и сохранят их традиции

Предстоящее преобразование железных дорог в региональные центры корпоративного управления – одна из главных тем обсуждения на сети. Готовность Юго-Восточной обсуждали в Воронеже на «круглом столе», проведённом газетой «Гудок» и журналом «РЖД-Партнёр».



Железнодорожники уверены: переход на новую модель управления будет безболезненным
«Футбола» не будет

Предстоящее 1 октября выделение из состава дороги самой крупной дирекции (инфраструктуры) и создание Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ) вызывают повышенный интерес специалистов и даже некоторые опасения у ряда работников магистрали. Однако начальник Юго-Восточной дороги Анатолий Володько абсолютно спокоен и уверен, что ничего сверхнового и неожиданного при переходе на новую модель управления не будет, к этому дорога готовилась долго и тщательно. «Символично, что после преобразований название дороги сохранится. За долгие годы и сами железнодорожники, и власти, и партнёры-грузоотправители привыкли работать именно с железной дорогой. И этот бренд надёжности и доверия будет сохранён», – отметил он.

Что же касается структурных перемен, то подобный переход ведь уже был во время упразднения отделений. «При переходе здесь к новым вертикалям управления и изменении формата горизонтальных связей каких-то существенных проблем не возникло. Мои заместители в регионах, бывшие начальники отделений – опытнейшие руководители – сразу включились в работу в новом статусе. А службы дороги подхватили управление дистанциями. Уверен, что и создание РЦКУ пройдёт также безболезненно», – подчеркнул начальник ЮВЖД.

«После 1 октября начальник дороги и его первый заместитель ведь никуда не денутся, – замечает начальник Юго-Восточной дирекции тяги Андрей Чистяков. – Наша дирекция этот переход уже прошла, причём при выходе из состава дороги задачи не изменились. Мы должны обеспечить тягу, это было год, два, десять и сто лет назад. Сейчас мы формально отделены, но общее дело осталось». Кстати, при выходе Дирекции тяги из состава дороги у неё было около 3 тыс. различных распоряжений, которыми руководствовались в работе. Сегодня около 2 тыс. из них уже переработано, отлажены регламенты взаимодействия. «Оставшиеся документы носят внутренний характер и уже не влияют на основную работу, поэтому отрабатываются постепенно. А с коллегами возникают помимо устоявшихся технологических связей ещё и экономические. Например, с Юго-Восточным филиалом Федеральной пассажирской компании уже почти всё отлажено, предоставляем счета и рассчитываемся друг с другом в полной мере без лишних проволочек», – отметил начальник Дирекции тяги.

Правда, участники «круглого стола» признали, что вертикальные связи, необходимость заказывать оборудование, запчасти и материалы через центральные дирекции в Москве делают работу несколько более медленной. Однако и здесь идёт полным ходом наработка новых навыков и приемов. «Пусть вертикальные связи пока работают медленнее, зато они прочнее, и хранить их, координировать работу должен РЦКУ. Каждое утро в Диспетчерском центре управления перевозками первый замначальника дороги проводит оперативное планирование работы и координирует взаимодействие всех хозяйств. Он в курсе всего происходящего внутри дирекций и служб, а также отношений между ними. И если бы возник вопрос у руководства вертикально интегрированных структур, а моё ли это, должен ли я это делать, это бы отсекалось сразу. «Играть в футбол» обязанностями непозволительно, за этим следят начальник магистрали и его первый заместитель, этим же они будут заниматься и после отделения Дирекции инфраструктуры», – резюмировал главный инженер службы автоматики и телемеханики Эдуард Ворошилин.


Права и деньги

Был затронут на «круглом столе» и вопрос полномочий начальника дороги. По словам Анатолия Володько, их сегодня достаточно для эффективного управления. «Прав у меня хватает, хотя они, конечно, и ограничены определёнными рамками. Не только приструнить, но и привлечь к дисциплинарной ответственности начальника дирекции я могу. Но надо признать, что у нас ни разу не возникало необходимости наказывать кого-то из руководителей, требовать от центральных дирекций крайних мер. Рабочие вопросы решаем на месте или обращаемся в центр, и не было ещё случая, чтобы к нашим просьбам или рекомендациям не прислушались», – констатирует начальник ЮВЖД.

Однако всё же один важный вопрос, по его мнению, ещё нуждается в развитии. Это финансовые ресурсы начальника дороги. Раньше руководитель магистрали мог самостоятельно принять решение о строительстве того или иного объекта, в случае с крупными проектами – по согласованию с Москвой. Или, если нужно было повысить зарплату какой-нибудь категории работников, на это просто выделяли деньги из общего бюджета дороги. Теперь эти вопросы не в ведении руководителя РЦКУ. «Когда я начал работать начальником Юго-Восточной (десять лет назад. – Ред.), приоритет отдавался путевому хозяйству. Тогда мы просто перебросили определённую сумму на зарплату путейцам, и люди заинтересовались, работа пошла. Сейчас в Воронежской дистанции пути вновь трудности – некомплект в полсотни монтёров. Причина в возросшей конкуренции на рынке, связанной с возрождением промышленности. Да и в ряде сельских регионов людям выгоднее содержать приусадебное хозяйство, продавать овощи и получать доход с этого. К примеру, станция Давыдовка, где пришлось принимать экстренные меры и вводить зональную надбавку, чтобы удержать квалифицированные кадры», – рассказал Анатолий Володько.

Правда, сейчас начальник дороги имеет право часть средств на капитальный ремонт распределять по своему усмотрению. Последние два года (43 млн руб. в 2011 году и 53 млн в 2012 году) они направлялись в Дирекцию тяги для поддержания депо и улучшения условий работы локомотивных бригад. «В следующем году, видимо, необходимо снова отдать приоритет путейцам», – предположил Анатолий Володько. При этом он отметил и положительные моменты в оплате труда при выходе из состава дороги. В Дирекции по ремонту тягового подвижного состава средняя зарплата составляет 23–25 тыс. руб, в Дирекции тяги – 34,7 тыс. руб. «Будь они в составе дороги, мне вряд ли удалось бы добиться для них такого уровня заработка. Я рад, что сейчас руководство дирекций тяги и ремонта увеличивает зарплату своих работников», – признал Анатолий Володько.

«У нас самые опытные слесари получают «клеймо качества», это солидная прибавка к заработку. Однако и ответственность персональная, за брак «клеймо» можем забрать, и получить его второй раз уже нельзя. Выданы они единицам, но получить есть возможность, поэтому люди работают над собой, болеют за своё дело. К тому же существуют ещё мотивационные положения, такие как фонд мастера, «за гарантийный пробег», за наставничество и классность мастеров, – объясняет начальник Юго-Восточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава Андрей Жданов.


Корень успеха

Важнейшим вопросом проходящих преобразований сегодня все признают отработку новых приёмов корпоративного управления по горизонтали, которые позволят, отлаживая работу в ключевых точках магистрали, привести показатели территориальных дирекций к общему знаменателю эффективности. «Главное сейчас – спланировать работу всех дирекций, сбалансировать их показатели, увязать график движения и общую технологию. Ведь не может Дирекция тяги работать нормально, без потерь, если Дирекция движения где-то ошиблась в планировании, а ремонтники некачественно отремонтировали локомотив», – отметил первый заместитель начальника ЮВЖД Владимир Кривоносов.

Он также обратил внимание, что основа успешной эксплуатационной работы – чёткое и слаженное функционирование узловых станций. «Именно на узлах зарождается успех выполнения показателей всех дирекций, и начальник станции должен руководить технологическим процессом работы узла. Поэтому очень полезно было изучить опыт пилотных дорог на семинаре, который провёл с первыми заместителями начальников дорог первый вице-президент компании Вадим Николаевич Морозов. Сейчас на ЮВЖД также создаются 16 узловых рабочих групп, которые возьмут на себя функции корпоративного управления на местах. В целом же задача была и останется прежней: мы должны будем обеспечить перевозки пассажиров, грузов и безопасность движения», – подчеркнул Владимир Кривоносов.

Поддержал его и заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Виктор Вакуленко, который заметил, что с выделением различных дирекций дорога уже давно фактически выполняет функции корпоративного центра управления. «Предстоящее 1 октября выделение Дирекции инфраструктуры некоторые почему-то воспринимают прямо как конец железных дорог. А ведь это просто очередной (хотя и крайне важный) шаг на пути динамичного развития нашего холдинга. И, может быть, очень символично, что он совпадает с Днём компании», – резюмировал Виктор Вакуленко.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30