12 мая 2021 14:39

Обучение в долг

Овладеть знаниями можно, сдав жильё в залог государству

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию запускает годичный проект, предлагающий студентам кредит для получения образования.

Студентам придётся внимательно планировать свои траты
По новой программе агентства заёмщик сможет получить от 300 тыс. до 3 млн руб. Минимальный срок кредита два года, максимальный – пятнадцать лет. Главным условием получения кредита будет залог, то есть жильё – и поскольку подавляющее число студентов в нашей стране собственной недвижимости не имеют, им потребуются созаёмщики (например, родители), которые имеют недвижимость в собственности.

Полученные деньги можно потратить на учёбу как в отечественных вузах, так и за границей, на съёмное жильё, оплату проезда.

При этом предусмотрена и система процентных поощрений для тех, кто хорошо учится: при получении студентом учёной степени или звания, а также при регистрации патента на изобретение вычитается 1% по кредиту, по окончании обучения также предусмотрен вычет от 0,25 до 0,5%. «Потолок» поощрительных вычетов, предусмотренных в проекте программы, – 2,75%. Проценты для жаждущих получить знания предусмотрены не самые высокие – от 11 до 12% годовых.

Исполнительный директор по инновациям АИЖК Марина Малайчик сообщила, что в России подобные программы пока развиты слабо, поскольку молодёжь не способна сама финансировать своё обучение. «Мы рассматриваем новый проект как инновацию, интересную для экономического развития страны, повышения уровня кадрового резерва», – считает представитель агентства. За год – с сентября 2012 по сентябрь 2013 года АИЖК рассчитывает выдать около 50 кредитов, после чего будут подведены промежуточные итоги программы. Использование средств в агентстве на особом контроле, поскольку предполагается возможность перечисления сразу всей суммы на счёт заёмщика или на банковский счёт учреждения.

Первым в нашей стране программу образовательных кредитов запустил Сбербанк ещё в 2000 году, но популярной программа среди потенциальных потребителей не стала из-за высоких требований. Позже условия смягчались, но главным препятствием оставалась непомерно высокая процентная ставка – 19% годовых. В «нулевых» число банков, предлагающих образовательный кредит, увеличивалось, но ставки оставались слишком высокими.

И дело здесь не в жадности банков – высокими процентами облагаются кредиты с высокими рисками, ведь студент не может полностью отвечать по обязательствам, ему требуются поручители и созаёмщики, кроме них никто возврат ссуды гарантировать не может. Иная ситуация за рубежом – например, в США, где система образовательных кредитов действует более 40 лет. Там гарантом по нескольким видам студенческих займов выступает государство, а гарантия составляет от 75 до 100% суммы кредита, поэтому проценты на такие кредиты не превышают 6–8%.

Несколько другая ситуация в странах Европы. В Швеции образовательный кредит составляет от $ 17 до 23 тыс., его выдают студентам государственные банки под 1,5–2% годовых с неограниченным сроком погашения. В Польше аналогичный кредит имеет намного меньшие размеры – до $3,5 тыс., но срок погашения – 10 лет. В Германии малообеспеченные граждане, собрав подтверждающие справки, могут получить кредит на образование без процентов вообще.

В нашей стране господдержка образовательных кредитов – вопрос многосторонний. С одной стороны, до сих пор велико количество бюджетных мест. С другой– в перспективе самих вузов скоро станет меньше – в августе глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов сообщил, что к марту 2013 года будет закончен расчёт оптимизации системы высшего образования в стране. Предварительной задачей расчётов заранее заявлено сокращение высших учебных заведений на 20%, а количество их филиалов – на 30–35%. Поэтому прежде чем широко развивать кредитное предложение для студентов, нужно оценить востребованность услуги.
«Заложить долю своего имущества, чтобы получить образование, – это попытка отнять деньги и перспективу у молодёжи. Получается, что родители, чтобы обучить своих детей, должны будут закладывать квартиры? Откуда у студентов жильё? – отмечает федеральный эксперт в области профессионального образования Виталий Калинин. – И как люди, которые только что окончили школу, могут распоряжаться долями, которые им ещё не принадлежат? Ведь наши студенты, по существу, становятся ответственными только к концу 3–4-го курса. До этого они простые школьники, которые по законам юриспруденции ещё недееспособны в принятии решений по собственности. Поэтому идея повлечёт за собой огромное количество проблем».

Вице-президент Российской академии естественных наук Михаил Карпенко, напротив, считает, что развитие института образовательных кредитов необходимо. «Я целиком поддерживаю кредитование обучения. Считаю, что будет полезно дать основное образование студентам при помощи дополнительного финансирования», – отметил представитель РАЕН. «На жизненном поприще больше блистают умом не те, кто получал «халявное» образование. Гораздо ответственнее те, кто платил деньги и понимал всю ответственность этих знаний. Они гораздо лучше относятся к учёбе, больше ценят результат. Самое разумное в таких случаях – это кредитование. Благодаря таким программам многое изменится, и, я думаю, в лучшую сторону», – считает Михаил Карпенко.

Анна Филиппова
Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30