12 мая 2021 13:50

Назло проблемам

Почти 30 лет станцией Батайск руководит Николай Березюк

Расхожее выражение «человек на своём месте» в полной мере можно отнести к Николаю Березюку. С кем бы ни пришлось говорить о нём, все в один голос заявляют: это идеальный начальник станции. И шутливо-серьёзно добавляют, что на Северо-Кавказской слова «Батайск» и «Березюк» уже практически синонимы.

Николай Березюк строг, требователен, но справедлив
Его путь на железную дорогу начался ровно 50 лет назад, причём довольно случайно. Отец, всю жизнь отработавший в сельском хозяйстве, на склоне лет стал руководителем вагона-клуба на Белорусской магистрали.
«У железнодорожников – порядок и дисциплина. Так что учись этой профессии!» – вынес он вердикт молодому Николаю.

Оршанский железнодорожный техникум и практика стрелочником парню понравились. Решил продолжать обучение в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – РГУПС). Одновременно работал на станции Ростов-Товарный оператором, дежурным по парку. Институтскую практику проходил на «Ростсельмаше» составителем поездов. 24 часов в сутках ему явно было мало.
«Однажды поймал себя на том, что иду с «башмаком» в руке по перрону и сплю, – смеётся Березюк. – Понял, что до хорошего это не доведёт, пришлось на время учёбы уйти с Ростова-Товарного».

После окончания института Березюк работал поездным диспетчером, дежурным по отделению, старшим поездным диспетчером, главным инженером на Ростове-Товарном, заместителем начальника станции. Словом, прошёл по всей движенческой лестнице. А 1 апреля 1983 года началась его батайская карьера.
«Желания переходить в Батайск особо не было, – вспоминает он. – На прежнем месте я знал людей, работу, видел результат своего труда, а тут начинай всё с начала. Да и руководители в Батайске в то время сменялись с пугающей регулярностью – через год-два».

Станция на тот момент была в удручающем состоянии. На капремонт и на всё станционное хозяйство выделялось всего две тыс. руб. Даже теми, советскими деньгами это было катастрофически мало. Как можно требовать с человека хорошей работы, не предоставив ему нормальных условий, Николай Березюк не понимал. Поэтому первым делом занялся созданием этих самых условий.

Сегодня в Батайске только технологических дорожек более 30 км. Свет, водопровод на постах, отопление.

В добыче материалов, тогда сплошь дефицитных, помогли знакомства ещё по прежнему месту работы. Станция преобразилась. И очень вовремя. Грузопотоки к концу 80-х резко возросли. А когда в 1988 году произошло страшное землетрясение в Спитаке и со всей страны туда хлынули потоки груза, эшелоны с техникой и людьми, дорогу спасло от транспортного коллапса только то, что Батайск к этому времени работал как часы.
«До сих пор помню наш тогдашний рекорд – 25840 вагонов суточного вагонооборота, – говорит Березюк. – Но это максимум, а 23–25 тыс. были привычными цифрами в то время».

Посчитали, прикинули, и получилось, что в среднем составы следовали с интервалом 8–9 минут. Наибольшее напряжение движения приходилось на 15–18 часов. Однажды этот поток помешал представительной делегации ООН, остановившейся на переезде. Пришлось дипломатам ехать в объезд, ждать несколько часов открытия шлагбаума они оказались не готовы.

С тех пор Батайск регулярно завоёвывал призовые места в различных соревнованиях – отраслевых, областных, союзных. В копилке наград есть и грамота за успехи с ВДНХ. Всего за последние 30 лет в музее станции появилось более 50 разнообразных производственных наград.

На конец 80-х пришлось и расследование деятельности Березюка сотрудниками КГБ. В те годы на станции собиралось немало металлолома. Девать его было некуда. Березюк заключил контракт с одной из ростовских фирм. Та взамен металлолома поставила на станцию 120 видеодвоек. Они пошли на премии лучшим работникам станции. А в то время обзавестись видеодвойкой было большой удачей. Ведь даже цветные телевизоры стояли далеко не в каждом доме. Всё бы ничего, но как раз в те дни грянул скандал – какая-то фирма под видом металлолома пыталась вывезти эшелон с танками. Громким делом занялись чекисты. За компанию попал под расследование и Березюк. Несколько месяцев проверок – что сдал, что получил, куда дел? В итоге за отсутствием состава преступления дело закрыли.

Конечно, успешный руководитель оказался для некоторых бельмом в глазу. Так, генеральному секретарю ЦК КПСС отправили гневное письмо от работников местного локомотивного депо с требованием убрать Березюка. Под жалобой стояло 100 подписей. Сегодня трудно даже представить силу последствий такого документа. На Батайск обрушился шквал комиссий, так и не нашедших никаких нарушений. В итоге решили провести открытые собрания каждой рабочей смены станции по вопросу дальнейшей судьбы Березюка.

В конце 80-х рабочий коллектив с лёгкостью мог выбрать себе руководителя. Однако все до единого работники станции поддержали своего руководителя и не допустили его снятия. Немалую роль сыграло и то, что опытного руководителя поддержал начальник СКЖД Фёдор Котляренко.

В 90-е годы, когда страна переживала тотальный дефицит и продуктов, и техники, у батайских движенцев практически не было проблем. Выручало подсобное хозяйство – начальник станции и руководитель ближайшего колхоза сумели договориться напрямую, без посредников. Выращивали свиней, коров, нутрий, завели грибницу, даже собственным полем сахарной свёклы обзавелись. Пришлось, конечно, многим освоить ещё и технологию прополки, но зато по осени получали по 10–15 мешков сахара на семью. А мясо и грибы продавали через свои буфеты работникам станции по ценам намного ниже рыночных.

Про Николая Березюка можно говорить долго. Про то, как сумел убедить местный бизнес реконструировать станции Азов и Заречная, про то, как впервые на сети внедрялись в Батайске новые технологии, про то, как полностью перестроили работу станции в связи с кардинальной сменой направления грузопотоков.
«Знаю одно, – говорит Николай Березюк. – Мне в своё время очень повезло на учителей, настоящих профессионалов. А сейчас везёт с коллективом. Мои заместители, главный инженер и многие другие – одни из лучших специалистов в своём деле. Без них всё было бы намного сложнее».

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Батайск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30