17 октября 2021 09:08

Сравнивая подход

В ФПК изучили немецкий опыт ночных поездов

В российских поездах становится путешествовать комфортнее. На смену старым комплектам постельного белья постепенно приходят новые, европейского стандарта, при этом цена для пассажира остаётся неизменной.

С новым бельём пассажир почувствует себя в вагоне как дома
ОАО «Федеральная пассажирская компания» совместно с компанией ООО «Коттон Вэй» внедряет программу оснащения вагонов текстильными изделиями нового качества, чтобы пассажиры во время путешествия в поезде чувствовали себя как дома.

Теперь комплекты белья будут только белого цвета и повышенной плотности. Их будут изготавливать из специально разработанных новых материалов. Изменится и состав стандартного комплекта белья. Вместо привычной второй простыни появится пододеяльник, а в купейных и СВ вагонах прежнее полульняное полотенце заменят на мягкое махровое. Для подушек, одеял и матрацев будут использовать современные, синтетические материалы, не вызывающие аллергию. Шторы и салфетки изготовят из трудновоспламеняемых материалов, а ковровые дорожки заменят на специальные нескользящие.

Однако, чтобы что-то улучшить, полезно знать, как это происходит за рубежом. Поэтому сотрудники ОАО «ФПК» решили обменяться опытом с немецкими железнодорожниками, куда они направились вместе со специалистами компании ООО «Коттон Вэй». Поездка получилась познавательная для обеих сторон. Поскольку не только западный опыт стал полезен нашим железнодорожникам, но и российский опыт подготовки поездов в рейс заинтересовал немцев.

Германия была выбрана не случайно, поскольку в Европе ночных пассажирских поездов практически не осталось, а та малая часть находится в управлении дочерней компании «Немецких железных дорог» – DB AutoZug GmbH. Пассажиры перешли на высокоскоростные поезда, а удовольствие провести ночь на полке спального вагона интересует теперь, пожалуй, лишь туристов. Однако тут как нельзя к месту расхожее утверждение «мал золотник, да дорог». «Хотя ночные поезда занимают всего 5% в пассажирских перевозках немецких железных дорог, они приносят 3,79 млрд евро, что составляет одну треть от общего дохода в этом сегменте перевозок», – подчеркнул глава операционного департамента DB AutoZug GmbH Бернд Штрель.

Высокое административное здание и длинные приземистые корпуса вагонного депо Hamburg-Langenfelde встретили немецкой чистотой. Знакомя с технологической цепочкой подготовки вагонов к рейсу, координатор отделения подготовки поездов в рейс DB AutoZug GmbH Йенс Мюллер пояснил, что в Германии составы чистить и прибирать можно только в депо, а когда состав стоит у пассажирской платформы – делать это категорически запрещено. «Вне депо нам приходится это делать в единственном случае, когда поезд прибывает в Верону. Там просто нет времени на манёвры, и состав готовим у платформы», – добавил он.

Для подготовки вагонов в рейс разработан специальный алгоритм из десятка последовательных шагов. Когда поезд прибывает на конечную станцию, прежде всего идёт разгрузка автомобилей (если это поезд с вагонами для перевозки личных машин пассажиров). В Германии пассажиры охотно берут с собой в поездку автомобили. Например, в 2011 году DB AutoZug GmbH перевезено 1,2 млн автомобилей и их владельцев.

Освобождённый от пассажиров состав перегоняют в депо, где очищают от мусора вагоны, прибирают туалетные комнаты. Затем наступает черёд мойки вагонов снаружи и наведения порядка в купе, застила чистого белья.

Уборкой вагонов в Германии занимается дочерняя компания DB Service, а за границей контракты заключают с маленькими семейными клининговыми фирмами. «Для них мы являемся важным клиентом, поэтому они очень стараются выполнять все стандарты DB. Помимо уборки вагонов, они также застилают чистое белье. При этом они более гибкие, чем большие концерны, потому что, если поезд задерживается на долгое время или его приходится по техническим причинам переводить на другой вокзал, они всегда идут навстречу», – отметил координатор отделения подготовки поездов в рейс DB AutoZug GmbH Йенс Мюллер.

Приёмкой готового состава занимаются два человека. Один из них проверяет техническое состояние, а второй – укомплектование бельём и т.д.

Если проверяющего не устраивает качество уборки, то клининговую фирму заставляют исправить небрежность в работе. Если же техническое состояние вагона не удовлетворяет, то он должен быть заменён.

Рассказ о том, что в России проводник практически заведует вагоном, готовит в рейс, отвечает за всё имущество вагона, а если пропадает бельё, у него вычитают из зарплаты, удивил немцев.

По словам Йенса Мюллера, их проводники садятся на поезд только тогда, когда он прибывает на вокзал, практически вместе с пассажирами. Они просто заступают в смену и едут. В отличие от российских, немецкие проводники имеют одну задачу – заботиться о клиентах. И в их обязанности не входит контролировать сдачу постельного белья. Конечно, в худших случаях, когда кто-то из пассажиров нагло будет запаковывать в багаж вагонную простыню, они должны сделать замечание и вызвать полицию разбираться с этой проблемой.
«В ночных поездах если и пропадают, то только полотенца, иногда наволочки. Но в целом процент краж не выше, чем в стандартной гостинице. У проводника, отвечающего за два вагона, нет ни времени, ни возможности пересчитывать бельё, поэтому это потери DB. На самом деле, больше белья пропадает, когда поезда едут в Чехию и Польшу, а на южных направлениях итальянцы воруют ещё больше», – улыбаясь, добавил Йенс Мюллер.

После проверки вагонов, доставки еды и напитков маневровый локомотив доставляет состав на станцию отправления. Автомобили и мотоциклы загружаются в свои вагоны, рассаживаются пассажиры, и поезд отправляется. Весь этот технологический процесс происходит днём и занимает всего 3,5 часа. Ночью в Германии принципиально никто не работает, этого просто не допустят профсоюзы.

Формированием и обработкой составов немцы занимаются у себя дома. Поэтому, отправляя поезд в Париж, всё, что потребуется для обратного рейса, загружается в специально выделенные купе. Это позволяет рачительному хозяину не тратить деньги на аренду зарубежных складов и освобождает от прочих сопутствующих расходов. Единственная операция, выполняемая за рубежом, это мойка вагонов. Поэтому и использованное бельё везут домой в стирку.

После того, как поезд прибывает в депо, идёт разгрузка постельного белья, которое доставляют на промежуточный склад. Здесь прачечная забирает грязное и доставляет чистое, которым уже комплектуется поезд. Например, в Гамбурге прачечная каждый день забирает и привозит бельё, а в некоторых других городах – раз в два или три дня.

Следующим пунктом программы знакомства стал Мюнхен с его прачечной, где вагонному белью возвращается свежесть. Столь отдалённую от северного Гамбурга прачечную немцы приготовили для экскурсии специально, чтобы прокатить россиян ночным поездом. При этом железнодорожников удивил возраст спальных вагонов. «Да, вагоны не новые, – добавил представитель DB, – но они капитально отремонтированы и вполне удовлетворяют требованиям пассажиров». При общем парке в 270 вагонов треть из них составляют классические спальные Schlafwagon, в купе которых есть и душ, и умывальник, а остальные две трети – это кушеточные Liegewagon, где из-за отсутствия в купе душа и дополнительных полок одновременно может разместиться 5–6 пассажиров. Тем не менее в каждом вагоне предусмотрены специальные места для хранения чистого белья, печатной продукции и т.д.

Вид прачечной Мюнхена удивил своей компактностью. «Несмотря на небольшую площадь, обороты здесь большие, – отметил директор прачечной. – В год обрабатывается порядка 7 тыс. тонн белья. Это связано с тем, что большую часть операций выполняют роботы».

Для своих поставщиков и партнёров DB AutoZug GmbH разработала бонусную программу. Если качество услуги устраивает немецких железнодорожников, то фирма может получить премию от 2 до 5% от суммы контракта. Зато на провинившегося накладывается штраф, пределов которому нет. «Причём наша цель – это не наложить штраф, а, наоборот, «заманить пряником», потому что наши стандарты должны выдерживаться везде», – подытожил глава операционного департамента DB AutoZug GmbH Бернд Штрель.

Как отметил первый заместитель генерального директора ООО «Коттон Вэй» Евгений Глинин, опыт немцев, несомненно, пригодится в работе, однако компания также готова продемонстрировать DB свои достижения и технологии в обработке и экипировке российских поездов дальнего следования постельным бельём, которые год от года всё совершенствуются и способствуют повышению комфорта для пассажиров во время путешествия.

Марьяна Балашкина
Гамбург – Мюнхен

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31