13 апреля 2021 09:53

Всенародный интерес

Витебскому железнодорожному музею исполнилось 45 лет. Все эти годы он располагается под крышей Культурно-спортивного центра железнодорожников.

Некоторые местные жители не знают о его существовании, и получается, что основные посетители музея – школьники да гости города, в том числе иностранцы. Когда-то побывала в музее космонавт Валентина Терешкова. А этим летом сюда заглянули Саманта Фокс и Крис Норман, приехавшие из Великобритании в Витебск на фестиваль «Славянский базар». Они заинтересовались историей железной дороги, после того как увидели в Интернете паровозы.

Впрочем, паровоз как таковой тут всего один. Зато такой, что мимо не пройдёшь! Большой макет железной дороги стоит в первом зале музея. Из депо выезжает паровозик и движется среди лесов из зелёного меха, останавливается, как положено, на нужных сигналах семафора и ныряет в горный тоннель. Макет сделали более пяти лет назад дети, занимающиеся в кружках Культурно-спортивного центра.

Есть в музее и бюсты советских государственных деятелей. Скульптуры выполнены мастерски. И они повсюду. Их автор – машинист Пётр Устинович Смоляков. Он родился в деревне под Витебском. Всю войну прошёл зенитчиком, а по её окончании 35 лет работал машинистом в Витебском депо, получил звание «Почётный железнодорожник». Профессионально ни лепке, ни рисованию не учился. Но благодаря природному таланту хобби стало делом его жизни. На пенсии Пётр Устинович стал скульптором при Витебском депо. На рабочем месте установил памятники тем, кто погиб в годы войны. А самую первую скульптуру поставил у собственного дома. Это памятник Льву Толстому как автору произведения и о войне, и о мире.

Кстати, теме войны посвящена значительная часть экспозиции. В витринах лежат документы о создании дороги, о династии витебских машинистов Казариновых. Её основатель Николай Васильевич участвовал в революции 1905 года, а его сын Василий Николаевич возил царя Николая II в день его отречения от престола. А вот пожелтевший, похожий на школьный дневник Прасковьи Гурьевны Астаповой. Она рассказывала обо всём, что происходило на территории Витебска в военные годы. Став начальником дистанции сигнализации связи, передала дневник в музей.

А вот и выпуски «Гудка» – страницы зачитаны до дыр. Рядом фотографии тех, кто работал на железной дороге и был, вероятно, героем газетных публикаций, – машинистов, вагонников, путейцев. «Обычно объясняешь детям, что, когда пилот совершает подвиг, у него есть возможность двигаться вправо, влево, вверх-вниз, а машинисту намного сложнее: в его распоряжении лишь прямая колея», – отмечают сотрудники музея.

Здесь все вещи дышат историей. И большинство из них из личного архива железнодорожников.

Константин Ивашин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30