11 апреля 2021 18:34

Выше облаков

Железнодорожники развернули флаг с логотипом ОАО «РЖД» на самой высокой точке Европы.

Покорить Эльбрус решил Алексей Чернавский, замначальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Юго-Восточной дирекции инфраструктуры. В середине 90-х годов и начале 2000-х он активно занимался горным туризмом и альпинизмом. А два года назад он предложил сходить в горы своему коллеге, ведущему инженеру отдела Евгению Сапожкову. Тот согласился.
«Вершина технически несложная, не требует специального альпинистского снаряжения, но хорошая физподготовка просто необходима, и мы начали с Евгением тренировки», – рассказывает Алексей.

Они регулярно занимались бегом, а каждые выходные был десятикилометровый кросс.
«Раньше я занимался борьбой, горными лыжами. Но чтобы идти на Эльбрус, специально готовился», – отмечает Евгений.

Однако даже самые сильные и тренированные люди могут не попасть на самую высокую точку Европы, ведь главное условие для восхождения – хорошая погода. «Только солнце! Недопустимы даже минимальная облачность или туман: можно заблудиться в горах. А в ожидании погоды можно сидеть неделю, две – и гора не пустит», – говорит Евгений.

Подступиться к Эльбрусу можно лишь после акклиматизации. В высокогорье мало кислорода, поэтому жителям равнины нужно привыкнуть к высоте. Начали железнодорожники с тренировочных восхождений на высоту более 3 тыс. м из альплагеря Джан-Туган, что в ущелье Адыл-Су. Вначале им покорилась высота 3693 м – перевал ВЦСПС, затем ледник Кашкаташ (3300 м), где альпинисты тренировались ходить в «кошках» по льду.

Перебравшись в посёлок Азау, они приблизились к Эльбрусу. На подъёмнике достигли высоты 4130 м – горной гостиницы «Приют Одиннадцати». «Отсюда стартовали на скалу Пастухова (4700 м). По альпинистской методике перед подъёмом на 5600 м необходимо подняться на скалы, подышать воздухом минут 15–20, акклиматизироваться и спуститься вниз», – пояснил Алексей Чернавский. Здесь открылся красивейший обзор Кавказских гор, и восходители почувствовали близость пока ещё загадочной вершины.
«Стоя спиной к скале Пастухова, я увидел тень от Эльбруса рядом. Это была настоящая эйфория», – делится впечатлениями Евгений.

Ночью им предстоял подъём. Погода стояла хорошая, был и благоприятный прогноз.
«Эльбрус – своеобразная гора, к 10–11 часам утра закрывается облаками. Когда погода ясная, обратную дорогу видно хорошо, а вот в тумане сориентироваться сложно, путь назад можно и не найти», – объясняет Алексей.

Им светили звёзды и луна. Предстояло девять часов восхождения. Они знали: подъём будет не из лёгких. Через каждые 100 шагов останавливались подышать одну-две минуты.
«Считал шаги, а в голове пронеслась вся жизнь. Обо всём успел вспомнить и подумать», – улыбается Евгений.

На высоте 5200 м, глядя на безоблачное небо и яркое солнце, Алексей понял, что сегодня гора ему покорится. Воспринимал действительность как сон. «Наверное, дала о себе знать гипоксия, не мог в полной мере осознать реальность. Потом долго не мог поверить, что побывал на Эльбрусе», – говорит Алексей.

В 9.45 они поднялись на западную вершину Эльбруса, на высоту 5642 м. «Кавказские горы оказались такими маленькими, а моря мы не увидели, но чувствовалось, что оно там, за дымкой и туманом», – вспоминает Евгений.

Вид с Эльбруса навсегда останется в его памяти. «На вершине стоять – одно удовольствие, но чувствуется большая усталость, нет ощущения, что весь мир на ладони. Хотелось быстрее спуститься вниз», – признаётся Алексей.

В низкокислородном пространстве они могли пробыть всего 15–20 минут. Поэтому, не теряя времени, идейный вдохновитель похода достал из рюкзака флаг с логотипом ОАО «РЖД», сшитый женой, и развернул над Кавказскими горами. Железнодорожники крепко держали его концы, ведь сильный ветер мог легко унести полотнище. Покорители Эльбруса заявляют: «Это был наш подарок к 175-летию железных дорог России».

Светлана Казанцева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30