21 апреля 2021 04:21

Песня после рейса

За свои 32 года и десять лет работы в локомотивном эксплуатационном депо станции Иркутск-сортировочный Михаил Мазутов накрутил сотни тысяч километров пробега и написал более 60 песен. И одно с другим накрепко связано.

Впрочем, нынешний год для Михаила стал особенным. На дорожном творческом конкурсе «Кладовая ремёсел» машиниста электровоза признали лучшим исполнителем авторской песни.
– Он у нас будет защищать честь магистрали на итоговом вечере конкурса 12 октября в Центральном доме железнодорожников. Надеемся, выступит достойно, – говорит ведущий инженер Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской дороги Светлана Кучмасова.

Сам Михаил, как выяснилось, каких-то прогнозов не строит.
– Я ведь впервые принял участие в конкурсе авторской песни такого уровня. И уж никак не ожидал, что попаду в финал, если прибегать к спортивной терминологии. Но уж если назвался груздем, то полезай в кузовок, – смеётся Михаил и добавляет: – Для меня, пожалуй, главное – встретиться там, в Москве, со своими коллегами. Напитаться идеями и, может быть, подзарядиться вдохновением.

Самый поющий машинист локомотивного депо станции Иркутск-сортировочный о карьере барда никогда не мечтал. Детство его проходило в микрорайоне областного центра, том самом, что просыпается и засыпает под гудки локомотивов. Последнее обстоятельство, пожалуй, и определило его профессиональный выбор, но тропинку к творчеству для души, для настроения ему всё-таки указал отец Василий Константинович.
– Он работал шофёром-дальнобойщиком. Работа не из лёгких, а для разрядки брал гитару. В 14 лет он и мне показал, как правильно её держать, дал первые уроки. Мне понравилось. Так и пошло, хотя в музыкальной школе не учился, ведь в профессиональные музыканты я не рвался и полагал, что необходимый материальный уровень я буду обеспечивать на другом поприще. Но ведь не хлебом единым жив человек? – прищуривается Михаил и смахивает с плеча очередной осенний лист.

Лет в 16 к увлечениям Михаила добавилось и сочинительство стихов. Так стали появляться первые песни. С этим багажом он пошёл учиться в ПТУ на помощника машиниста, а отучившись, отправился отдавать долг Родине.
– Станция Даурия. Пехота. Замкомвзвода. В свободные минуты – ансамбль, который создали солдаты, ведь после боя, как писал поэт, сердце просит музыки вдвойне. Два года службы прошли быстро, – вспоминает Михаил Мазутов.

А после возвращения начались железнодорожные будни. Два года Михаил отъездил помощником машиниста, затем отучился в дортехшколе на машиниста, с 2003 года поехал самостоятельно. Сначала в грузовом движении, а потом стал водить и пассажирские поезда. В одну сторону – от Иркутска до Зимы и обратно, в другую – от Иркутска до Улан-Удэ. Участки напряжённые, движение интенсивное, но и в этих условиях желание играть, петь, сочинять не оставляло.
– Когда я пришёл в депо, у нас был свой самодеятельный ансамбль «Когорта». Собирались в свободное время и играли. Не только чтобы дать выплеснуться эмоциям, но и для других. Нас часто приглашали выступить на праздничных мероприятиях к Дню Победы, 8 Марта. У нас, наверное, было самое музыкальное депо, но наш коллектив распался, – с сожалением говорит Михаил.

Но и после этого машинист после рейсов брал гитару в руки и пел по большей части теперь уж свои песни. В первую очередь о том, что близко: про ответственных ребят, что ведут поезда, про десятки им доверившихся жизней. Как-то ему даже деповскую песню заказали. А где ещё искать поэта, композитора, исполнителя в одном лице, да ещё такого, который бы знал жизнь машиниста?
– Два куплета я написал быстро. Прихожу, гордый такой, к начальнику депо Сергею Геннадьевичу Ермакову. Читаю. Он мне и говорит: хорошо, но у тебя два куплета, а в песне должно быть хотя бы три. Через неделю, а может быть, две прихожу и начинаю: «В тумане леса голубом, по бездорожью гор крутому. Лежит суровый долгий путь, и нет туда пути другого. Дрожит под шпалами земля. Там поезда, бывает, рвутся…» И вот здесь Ермаков меня обрывает: «Стоп, стоп, как это рвутся, накаркаешь ещё!» А сам стучит по столу, но улыбается.

– Остались эти строки?
– Ну, слов из песни не выкинешь, – смеётся Михаил и повтором заканчивает: «Дрожит под шпалами земля. Там поезда, бывает, рвутся. Но парни верят лишь в себя. И едут, чтоб домой вернуться».

Между тем слава о железнодорожном барде ширилась. Года три назад Михаила пригласили на областное радио. Поговорили о его творчестве, попросили исполнить песню. Спел про родное депо. Благодарили после его, кто слышал, в первую очередь знакомые люди. Сам Михаил, по его словам, светиться на различных бардовских фестивалях не любит, хотя и бывает на них – как слушатель.
– Я иду своим путём. Он меня пока устраивает, – говорит он мне. – Главная для меня награда – это добрые слова людей, которые понимают, о чём я пою.

А ещё Михаил Мазутов, хотя это уже и другая история, любит заниматься спортом. В частности, айкидо. Увлекся этим ещё в 2004 году и в прошлом октябре сдал экзамен на чёрный пояс. И опять, по его словам, для того, чтобы жизнь полнее казалась. Если песни для души, то айкидо для здоровья, без которого машинисту долго не вытянуть. А когда тебе каких-то три десятка лет, то жизнь на самом деле только начинает показывать себя во всех красках. Душа человека настолько богата, насколько она открыта.

Сергей Кез
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30