11 мая 2021 23:12

Времён связующая нить

На Октябрьской магистрали разработана программа сохранения исторического наследия инженеров путей сообщения

Небольшую станцию Бошняково, расположенную на Транссибе, знают, наверное, лишь те, кому доводилось бывать в этих местах. И ещё менее известный факт: имя своё станция получила в честь строителя Средне-Сибирской (ныне Западно-Сибирской) дороги инженера Леонида Михайловича Бошняка.

Работники дороги чтят память сотен инженеров-путейцев, похороненных на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге
Биографией Леонида Бошняка на Октябрьской дороге заинтересовались не случайно. Выпускник Института инженеров путей сообщения, он стал одним из тех, чей прах покоится на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. «Гудок» уже рассказывал о том, что несколько лет назад на дороге зародилась инициатива поиска могил инженеров-путейцев в заброшенном монастырском некрополе. Сегодня эти работы продолжаются.
– Когда в 2008 году мы обнаружили первые надгробные плиты с надписью «инженер ПС», – рассказывает автор проекта сотрудник газеты «Октябрьская магистраль» Татьяна Куценина, – мы просто не представляли, к каким результатам приведёт наш поиск. За четыре года найдено более 50 надгробий, находящихся в разной степени сохранности. Но гораздо более внушительную цифру – более 200 – составляют имена захороненных здесь инженеров. Надгробий нет, но есть архивные данные, подтверждающие факт захоронения. Этой частью работы, касающейся архивов, руководит мой коллега Алексей Островский. Им же в 2011 году в Российском государственном историческом архиве был найден документ, из которого следует, что и сам Новодевичий монастырь строился инженерами путей сообщения.

В апреле 2011 года в Новодевичьем монастыре побывал глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он с большим интересом осмотрел некрополь, познакомился с волонтёрским отрядом и сказал на встрече с молодёжью: «Я потрясён увиденным сегодня. Теперь это наш монастырь, железнодорожный».

Молодые волонтёры с Октябрьской и студенты Петербургского государственного университета путей сообщения вместе с ветеранами стали активными участниками акции, направленной на поиск и сохранение найденных могил. Результатом долгой кропотливой работы явился прекрасно изданный альбом «Времён связующая нить», рассказывающий об истории и вкладе ведомства путей сообщения в создание Новодевичьего монастыря,о найденных в архивах и библиотеках инженерах-путейцах, о ком сохранилась память в виде надгробий или просто следов захоронений. Ни в Санкт-Петербурге, ни в каком-либо ином городе страны нет другого такого места упокоения, где было бы собрано столько исторических имён, составляющих гордость и славу железных дорог России. Выдающийся механик и мостостроитель Николай Белелюбский, ректоры ИИПСа Владимир Соболевский, Леопольд Николаи, Сергей Карейша, профессора Дмитрий Коновалов, Сергей Дружинин, министры Адольф Гюббенет, Константин Посьет – это только начало списка захороненных в земле обители людей, имеющих отношение к истории транспорта.

В этом году накануне Дня железнодорожника в некрополе Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге было проведено торжественное мероприятие, которое решено сделать традиционным.

В своём выступлении перед собравшимися в центре монастыря работниками магистрали, ветеранами Октябрьской начальник дороги Виктор Степов подчеркнул важность и необходимость для каждого железнодорожника знать свою историю и достойно хранить память о тех людях, которые внесли большой вклад в дело становления и развития отрасли и всей страны. «Когда-то те, кто покоится на этом кладбище, передали эстафетную палочку будущим поколениям железнодорожников, … она дошла до наших ветеранов, которые передали её нам, а мы в свою очередь должны поделиться опытом с нашей молодёжью, и тогда эта цепь никогда не прервётся». Он положил цветы на могилы двух министров путей сообщения Посьета и Гюббенета, двух заместителей министра – Василия Салова и Николая Щукина.

Ветераны и молодёжь посетили могилы других инженеров путей сообщения. Таким образом, работники дороги почтили память всех инженеров, похороненных в некрополе.

На дороге разработана программа сохранения памяти об инженерах путей сообщения, в рамках которой будет вестись уход за могилами, реставрация надгробий, установка крестов на вновь выявленных захоронениях. Кроме того, начальник дороги предложил привлечь коллег с других магистралей к работе над проектом «Гордость российских железных дорог», так как здесь покоятся те, кто строил линии по всей России.

Например, Алексей Повалишин (1837–1904) был начальником Оренбургской дороги, а также начальником Пермско-Тюменской, Уральской и Пермской дорог. Основал в Самаре техническое училище. Он был похоронен недалеко от отца на участке № 5 в мраморном саркофаге, который нуждается в реконструкции и восстановлении могил. В его биографии пересекаются истории сразу нескольких дорог – Свердловской, Южно-Уральской, Куйбышевской.

Николай Виллер (1860–1928) работал главным инженером строительства Армавир-Туапсинской железной дороги. При изысканиях через Главный Кавказский хребет в 1891 году он впервые в стране применил фототеодолитную съёмку местности. Его надгробие разрушено, может быть, сотрудникам Северо-Кавказской дороги захочется восстановить памятник.

Участники мероприятия побывали в храме во имя Казанской иконы Божией Матери, который является украшением монастыря. Там была отслужена панихида по усопшим инженерам, а потом совершён молебен о работающих, начальствующих, благоделающих и путешествующих по железной дороге.

Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игуменья София, по благословению которой ведутся поиск и исследования, поблагодарила ОАО «РЖД» за работу на благо обители. Особо была отмечена помощь в доставке в монастырь пояса Пресвятой Богородицы в 2011 году и за всё время пребывания пояса в монастыре.

С большим интересом за одну ночь, как сказала матушка София, она прочитала книгу «Времён связующая нить». Яркое впечатление на неё произвели факты милосердия и человеколюбия, проявленные инженерами путей сообщения, о которых рассказывается в книге.

Известно, что инженер Турцевич, начальник Николаевской дороги, взял на воспитание подкидыша – девочку Людмилу, которой в честь названия дороги дали фамилию Николаевская. Инспектор Петербурго-Варшавской дороги Лялин воспитывал трёх приёмных девочек и перед смертью ходатайствовал о том, чтобы им дали его имя, что «доставило бы ему нравственный покой».

А что касается Леонида Бошняка, то известно, что он в 1919 году был похоронен рядом со своим сыном. Обе эти могилы не сохранились. Но есть точные координаты их расположения, и захоронения могут быть восстановлены. Также воссоздан может быть любой другой памятник инженерам, так как почти все места захоронений известны. Важно лишь захотеть это сделать.

Татьяна Александрович
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30