17 октября 2021 11:31

Цена контроля

Анализ причин возникновения ошибок важнее их поиска

Действующему в ОАО «Федеральная пассажирская компания» Центру внутреннего контроля и аудита предстоит стать частью единой риск-ориентированной системы внутреннего аудита и контроля в холдинге «РЖД», в составе которого действует компания.

Для ФПК необходимость внутреннего контроля подчёркивается использованием в производственной деятельности имущества стоимостью более 150 млрд руб., значительными объёмами доходных поступлений, а также отнесением компании к субъектам естественных монополий и применением регулируемых государством тарифов с получением из бюджета субсидий на компенсацию выпадающих доходов от такого регулирования. Кроме того, существенные объёмы услуг населению от пассажирских перевозок в дальнем следовании требуют внутреннего контроля за качеством услуг, оказываемых компанией в поездах и при продаже билетов. Структура Центра включает в себя центральный аппарат и 15 региональных отделений. Всего в Центре работают более 550 специалистов.

Центр действует с 2010 года, и сумма выявленных и устранённых недостатков и недоработок в филиалах и их структурных подразделениях измеряется сотнями миллионов рублей.

Одним из направлений деятельности Центра является контроль услуг, предоставляемых пассажирам в поездах и при продаже проездных документов. Оцениваются технология и качество их обслуживания.

Качество услуг проверяется двумя методами: скрытым и официальным. В первом случае проверяющий без официального представления и обозначения начала проверки покупает билет и садится в поезд. Метод «скрытый пассажир» считается одним из лучших для получения объективной оценки оказываемых услуг. Количество вагонов, проверяемых в скрытом режиме, составляет около 10%.

Официальной проверке подлежат услуги, которые невозможно отследить в скрытом режиме (исправность оборудования вагона, оснащённость вагона согласно нормам и т.п.). При этом ревизиями охватывается около 6% составов пассажирских поездов формирования ФПК. Также ревизии подвергаются билетные кассы.

По результатам каждой проверки причастными подразделениями филиалов ФПК проводятся разборы, устраняются недоработки и нарушения, принимаются меры, направленные на их недопущение впредь. К виновным работникам поездных бригад, допустившим провоз безбилетников, а также запрещённых к перевозке предметов, принимаются меры ответственности, установленной российским трудовым законодательством.

Особая роль в деятельности Центра отводится ревизиям поездов международного сообщения. Например, на долю проведённых Центром ревизий поездов иностранных железных дорог приходится чуть более 20% от общего количества проверенных составов (формирования как ФПК, так и инодорог), однако количество выявленных безбилетных пассажиров в международных поездах составляет около 70% от общего количества безбилетников, а на долю неоплаченных излишней ручной клади, багажа и грузобагажа приходится 95%.

Сумма экономических санкций, предъявленных к администрациям иностранных дорог, исчисляется сотнями тысяч швейцарских франков в год. Аналогичные санкции применяются и к ФПК, если в поездах компании обнаружены на иностранной территории безбилетники и неоплаченный провоз багажа, грузобагажа. Впрочем, доля таких санкций не превышает одного процента от сумм, предъявленных иностранным железнодорожным администрациям.

В рамках развития системы внутреннего контроля и аудита в ФПК ожидается смещение приоритетов в способах и методах организации контроля: изменение подходов к проведению проверок и ревизий на основе автоматизированных систем, применение камеральных проверок финансово-хозяйственной деятельности компании, отказ от преобладания проверок, направленных на поиск ошибок, в пользу анализа причин их возникновения.

Василий Новак,
начальник Центра внутреннего контроля и аудита ОАО «ФПК»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31