11 мая 2021 22:16

Живая история

Юбилей одного из старейших предприятий в отрасли

Каликинский шпалопропиточный завод – филиал ОАО «БЭТ», опираясь на многолетние традиции изготовления железнодорожной продукции, вот уже 135 лет стабильно и качественно работает в сфере производства конкурентоспособной на российском рынке шпальной продукции.

Производство железобетонных шпал с каждым годом растёт
В настоящее время Каликинский шпалопропиточный завод – филиал ОАО «БЭТ» представляет собой современное предприятие, основным видом деятельности которого является производство железобетонных шпал. Вся продукция, выпускаемая Каликинским шпалопропиточным заводом – филиалом ОАО «БЭТ», внесена в Номенклатуру обязательной сертификации ССФЖТ, проходит процедуру сертификации в РСФЖТ и имеет сертификаты соответствия. В 2010 году на базе Каликинского шпалопропиточного завода был создан и аккредитован испытательный центр, в котором проводят сертификационные испытания всей шпалопродукции, выпускаемой на заводах не только России, но и стран ближнего зарубежья. Славится завод и таким индикатором успешности, как трудовые династии.

Разумеется, все это не пришло в одночасье. До того как 1 июля 2008 года Каликинский шпалопропиточный завод стал филиалом ОАО «БЭТ», трудовому коллективу да и самому предприятию в целом пришлось пройти долгий путь.

Первый камень завода был заложен еще в 1876 году. Тогда строительство и эксплуатация первых железных дорог в России остро поставили задачу снижения издержек через продление срока службы деревянных шпал. Собственно, именно для этого и было принято решение о строительстве на Московско-Нижегородской железной дороге специального завода для пропитки деревянных шпал под давлением раствором хлористого цинка: на то время это считалось новейшей технологией антисептирования древесины.

Так 19 сентября 1877 года недалеко от железнодорожной станции на окраине пустыря, расположенного в Канавине, был пущен в действие первый в России шпалопропиточный завод. Новейшее оборудование и передовая технология немецкой фирмы «Рюдгерс» позволяли пропитывать в зимний и летний период до 300 тыс. штук шпал. Будучи во многом передовым предприятием, Каликинский шпалопропиточный завод не стоял на месте. К 1937 году он уже пропитывал масляными антисептиками 2 млн штук шпал в год и благодаря этому считался основным поставщиком для ряда важнейших строек на железных дорогах Советского Союза, в том числе первой подземной железной дороги – Московского метрополитена.

Время изменчиво: меняются названия государств, менялись и запросы железнодорожной отрасли. Но все это не мешало Каликинскому заводу оставаться в числе передовиков. Одним из основных его производств до недавнего времени являлся цех пропитки древесины. В последнее время с огромной скоростью растет потребность в железобетонных шпалах. Осознав эту потребность, еще в 1994 году на Каликинском шпалопропиточном заводе было начато строительство цеха, ориентированного на производство железобетонных шпал. Руководству завода и дороги потребовалось проявить немало сил, умения и твёрдости характера, чтобы в сжатые сроки в складывающейся тяжелой экономической обстановке в стране построить цех и освоить новый вид продукции. Лишь спустя три года кропотливого труда, то есть в 1997 году, первые 25 тыс. шпал были отгружены на Горьковскую дорогу. А уже в декабре 2002 года в адрес этой же магистрали была отгружена первая миллионная шпала.

Когда в 2009 году на железнодорожном транспорте нашла широкое применение железобетонная шпала типа ШС-АРС, цех по производству железобетонных шпал освоил и стал изготавливать шпалы данного типа. С 2010 года их производство стало основным, да и сам цех стал краеугольным в структуре производства. За пятнадцать лет работы удалось выпустить 3,8 млн шпал. И это не предел. Завод полон сил, живет и будет развиваться дальше, число изготовляемых им железобетонных шпал от года к году только увеличивается. Это указывает на то, что завод полностью и довольно успешно переориентировался с деревянных на выпуск железобетонных шпал.

Влад Витальев


Справка
    ОАО «БЭТ» – крупнейший производитель железобетонных шпал в России и СНГ, в состав которого входят 9 заводов-филиалов, расположенных на всей территории России. В 2011 году Обществом было произведено более 9,3 млн штук железобетонных шпал.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30