18 мая 2021 16:34

Богомольная дорога

Отважный шаг предпринимателей построить магистраль оценили потомки


Участок от Москвы до Сергиева Посада и сегодня самый востребованный пассажирами
«Когда жили на 1-й Мещанской, то если он был свободен, стоял у окна и считал: сколько телег проезжало к Троице, сколько возвращается обратно, сколько идёт паломников, сколько груза везут... Эти наблюдения подтвердили его намерения построить железную дорогу до Троицы», – вспоминал великий русский промышленник и меценат Савва Мамонтов о своём отце – купце и предпринимателе Иване Фёдоровиче Мамонтове.

Так открылась одна из самых примечательных страниц истории русских железных дорог. Строить эту дорогу было рискованным шагом: никто тогда не мог гарантировать её доходности. Однако Иван Мамонтов при поддержке ещё одного подвижника – выдающегося предпринимателя и учёного Фёдора Васильевича Чижова – отважился на этот шаг и не ошибся. Вскоре «богомольная» дорога, соединяющая Москву с одним из важнейших православных центров России – Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, стала приносить очень большую прибыль: уже через три года по ней перевезли 156 тыс. пассажиров и 9,5 млн пудов различных грузов. Поэтому в 1870 году она уже была продлена до Ярославля, в 1870 году – до Вологды, в 1888-м – до Костромы, а в 1898-м – до самого Архангельска.

Ровно 150 лет назад москвичи с радостью прочли в газетах: «Управление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день... Цены местам I кл., II кл. и III кл. до Сергиева Посада – 2 р., 1 р. 50 к. и 80 к.». Кстати, это очень приличные деньги для того времени при столь небольшом тарифном расстоянии в 66 вёрст.

По тогдашней благочестивой традиции митрополит Московский Филарет 18 августа 1862 года по старому стилю совершил молебен и освящение Троицкого вокзала (потом в этот день молебен по традиции служили на нём каждый год, пока не произошла революция). Вначале он полагал, что такая дорога, ведущая к святыне, с религиозной точки зрения будет вредна народу. Однако уже через месяц он изменил точку зрения, проехав к Троице-Сергиевой, как говорили тогда, «по машине»: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти ехать полтора часа». После молебна, опять же по традиции, гости были приглашены в буфетные залы, где было подано шампанское.

Тогда никто ещё не мог знать грядущей роли этой дороги в судьбе России. А её будущее оказалось блестящим и во многом рекордным. Участок от Москвы до Сергиева Посада до сего дня остаётся самым напряжённым пригородным участком в нашей стране. Недаром именно здесь впервые состоялась замена паровиков электропоездами, а в наше время здесь дебютировали электропоезда «Спутник».

Алексей Вульфов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30