11 мая 2021 23:54

Зеркальный эффект

Импульсом к росту стал минувший год



Транспортному индикатору не удалось завершить лето на высокой ноте. Его абсолютное значение вновь просело. И хотя показатель, рассчитанный без учёта сезонного и календарного факторов, понемногу идёт в гору, в основном это связано с эффектом сравнения с крайне низкими результатами августа прошлого года.

В соответствии с методологией КАРГО-индекса по итогам первого полугодия пересмотрены весовые коэффициенты грузов, входящих в его расчётную базу. Такая корректировка проводится регулярно и призвана повысить точность отражения индикатором процессов, происходящих в реальном секторе экономики. «Веса» рассчитываются по результатам анализа выручки предприятий отраслей, формирующих основные грузопотоки (информация Росстата РФ). При переходе на новые весовые коэффициенты абсолютные и освобождённые от влияния сезонного и календарного факторов значения КАРГО-индекса скорректировались, но, что важно, вектор развития остался неизменным.

По итогам августа абсолютное значение КАРГО-индекса составило 113,3%. Это почти на 1,7 процентного пункта (п.п.) ниже уровня предыдущего месяца. Однако свою роль здесь могут играть сезонный и календарный факторы. Хотя история наблюдений и не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Так, например, в 2006 и 2011 годах в августе по сравнению с предыдущим месяцем КАРГО-индекс снижался, а в остальные годы оставался на том же уровне или даже был выше.

Впрочем, значение индикатора, освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов, в августе 2012 года возросло. По итогам месяца КАРГО-индекс, рассчитанный по отношению к тому же периоду предыдущего года, остановился на отметке в 109,5% (в июле – 108,1%). Такой результат отражает схожую динамику погрузки на сети российских железных дорог (рост в августе на 3,4% против 2,9% в июле).

Однако и в том, и в другом случае наблюдаемое сейчас ускорение связано с эффектом сравнения с достаточно низкой базой 2011 года. Причём прибавка КАРГО-индекса в 1,4 п.п. лишь отчасти покрывает торможение, отмечаемое в аналогичном периоде прошлого года. В августе 2011-го значение КАРГО-индекса, освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов, находилось на отметке в 93,9%, что на 2,3 п.п. ниже июльского результата. Таким образом, неверно будет оценивать наблюдаемую сейчас ситуацию однозначно позитивно.

Вместе с тем небольшой шаг в гору сделал и близкий по своей экономической природе транспортному индикатору Индекс выпуска в базовых отраслях. Правда, Росстат публикует данные по своему показателю с месячным отставанием. Поэтому наиболее актуальна сейчас информация за июль. По итогам этого месяца индикатор возрос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 2,7% (в июне – на 2,5%).

Вероятно, данный подъём связан с аналогичными процессами в промышленности. По информации Росстата, в июле объём промпроизводства возрос по сравнению с тем же периодом минувшего года на 3,4% против 1,9% в июне. При этом ускорение фиксируется в важнейших сегментах: в добыче полезных ископаемых (с 0,2% до 0,9%) и обрабатывающих производствах (с 3,4% до 5,7%). Замедление наблюдается лишь в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – с 2,1% до 0,8%.

В то же время в строительном комплексе неожиданно проявились тревожные сигналы. По данным Росстата, объём работ по соответствующему виду деятельности в июле снизился в годовом исчислении на 3,2% против прибавки в 5,3% в июне. Вероятно, здесь свою роль сыграла достаточно высокая база минувшего года (в июле 2011-го рост на 12,8% против 2,5% в предыдущем месяце). Однако в целом по итогам семи месяцев года в данной индустрии отмечается превышение прошлогоднего уровня на 3,7%.

Увеличилась и погрузка строительных грузов на сети российских железных дорог – на 17,8% в августе в сравнении с тем же периодом 2011 года. В результате их доля в структуре КАРГО-индекса выросла на 2,34 п.п., до 23,41%.

В плюсе также и каменный уголь. Его погрузка увеличилась в августе в годовом исчислении на 5,5%, однако доля в структуре КАРГО-индекса под давлением лидера роста снизилась на 0,97 п.п., до 8,27%.

В последнее время власти уделяют угольной промышленности особое внимание. Так, правительство намерено поддержать угледобычу в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил причастным ведомствам рассмотреть возможность введения механизма налогового стимулирования для освоения труднодоступных угольных месторождений данных регионов, а также совместно с ОАО «РЖД» проработать вопрос о внесении изменений в порядок расчёта тарифов на перевозки соответствующих грузов. Помимо этого, в Кузбассе будет создан территориально-производственный кластер «Уголь и техногенные отходы», что, в частности, позволит увеличить глубину переработки добываемого сырья.

Растёт и погрузка нефтяных грузов (в августе увеличилась по сравнению с тем же периодом 2011 года на 5%). Однако их доля в структуре КАРГО-индекса сократилась на 0,73 п.п., до 63,01%. В основном это связано с высокой базой сравнения, ведь в прошлом году именно «нефтянка» долгое время была единственным лидером роста.

В то же время на 10,1% снизилась погрузка лесных грузов, но их доля в структуре транспортного индикатора увеличилась на 0,11 п.п., до 0,94%. Своё влияние здесь оказал пересмотр «весов». Для лесных грузов коэффициент был существенно повышен, что связано с показателями работы предприятий соответствующих отраслей.

В августе правительство приняло решение увеличить с 2013 года квоты на экспорт обыкновенной ели или белой европейской пихты (с 2,8 млн куб. м до 6,3 млн куб. м), а также обыкновенной сосны (с 5,4 млн куб. м до 16,4 млн куб. м). Эти действия вызвали определённые вопросы у Всемирного фонда дикой природы (WWF). «Это шаг назад с точки зрения развития отечественной лесообработки и с точки зрения более быстрого исчерпания ресурсов», – заявил координатор по лесной политике фонда Николай Шматков, напомнив, что в последние годы лесная промышленность «пыталась уйти от вывозки круглого леса необработанного и перейти на изготовление продукции с высокой добавленной стоимостью».

Помимо прочего, на фоне высокой базы минувшего года сократилась погрузка зерна (на 16,7%), а его доля в структуре КАРГО-индекса уменьшилась на 0,16 п.п., до 0,32%. Усугубляется снижение и не самым высоким из-за аномальных погодных явлений урожаем, который собирают в этом году. Минсельхоз вновь понизил прогноз. Теперь ожидается, что по итогам года удастся собрать лишь 70–75 млн тонн зерна (в 2011 году было порядка 94 млн тонн).

Небольшое снижение фиксируется и по удобрениям. Их погрузка в августе была на 2,1% ниже уровня того же периода 2011 года, а доля сократилась на 0,03 п.п., до 0,57%. Впрочем, для предприятий – производителей этой продукции низкие урожаи зерна в России и ряде других стран могу быть выгодны. Так, например, аналитики компании «Еврохим», которая входит в десятку мировых лидеров агрохимической отрасли по производственным мощностям, считают, что ожидаемый дефицит основных зерновых культур в течение нескольких ближайших кварталов будет укреплять спрос на удобрения.

Юлия Громадская




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30