24 октября 2021 00:36

Ученье по-прежнему свет

В старые добрые времена считалось, что машинист локомотива должен знать машину как свои пять пальцев. В железнодорожных училищах устройство локомотива изучалось как предмет номер один, а слесарная практика позволяла и пощупать руками всё, из чего сделан тепловоз или электровоз. Очень характерным было также то, что к машинисту ещё с паровозных времён частенько обращались со словом «механик».

Однако жизнь меняется, и это совершенно естественно. Сейчас локомотивное хозяйство разделено на эксплуатацию и ремонт, и в этой связи подходы к работе локомотивных бригад также изменились. Машинист должен уметь водить поезда, а слесарь – ремонтировать локомотивы. Все согласны, что это правильно. Ведь если забарахлит компьютер, никакому офис-менеджеру не приходит в голову немедленно вытаскивать схемы, отвёртки, паяльники и приступать к ремонту. Также и миллионы людей разъезжают на современных авто, слабо представляя, что у них там внутри.

Но во всяких переменах обычно бывает некий переходный период, когда активно создаются полноценные условия для новых подходов. В затронутом вопросе решающее значение имеет прежде всего состояние той техники, на которой ныне приходится работать. Понятно, что, если локомотив представляет собой совокупность запломбированных блоков с длительными гарантийными сроками, это одно. Но если большинство машин старых серий, да ещё с большим износом, это другое.

Кроме того, у нас нередко и трактовки новаций на исполнительском уровне весьма мало соответствуют указаниям сверху. Отмечен характерный факт: среди причин выхода из строя кранов машиниста сегодня существенную долю составляет несвоевременная продувка главных воздушных резервуаров. Вероятно, часть локомотивных бригад уже считает, что продувать резервуары в пути следования тоже должен приходить слесарь. А может быть, многие машинисты и помощники просто не знают, какова связь между этими двумя узлами?

В этой связи представляется, что, последовательно и настойчиво реализуя принятую стратегию на разделение двух видов деятельности в локомотивном хозяйстве, нужно всё-таки отдавать должное и такому пункту в работе локомотивных бригад, как техническая учёба.

Иначе число внеплановых заездов локомотивов на ремонт будет только расти. А это и затраты, и эксплуатационные показатели, и безопасность.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31