11 мая 2021 20:21

Страховой случай

Водителям хотят дать свободу выбора

В случае аварий страховые компании не смогут диктовать гражданам свои условия. Человек самостоятельно решит, в каком виде страховщики возместят ему ущерб от ДТП, если это предусмотрено страховым договором.

Водитель сможет сам решить, в какой форме ему возместят ущерб
Соответствующий законопроект группа депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму.

Страховые компании не учитывают интересы людей, отмечается в пояснительной записке. Согласно действующим правилам страховщики вместе с автовладельцем должны принять совместное решение, как покрывать убытки от аварии, – выплатить пострадавшему деньги или отремонтировать повреждённую машину.

Однако на деле граждане оказываются в проигрыше, поскольку у них практически нет выбора. Если человек попал в аварию, он может лишь согласиться или отказаться от условий компенсации ущерба, предложенных страховой компанией. Авторы законопроекта намерены исправить эту несправедливость. «Мы предлагаем внести поправки в закон об ОСАГО, закрепив право принятия решения, в какой форме должно осуществляться возмещение вреда, не за страховой организацией, а за потерпевшим», – сообщил один из депутатов.

Подготовленный документ вносит поправки в 13-ю статью закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Если предложенные изменения вступят в силу, граждане будут уверены, что их права на возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу, никто не нарушит, считают авторы инициативы.

Необходимость изменений во взаимоотношениях страховщиков и автолюбителей назрела давно. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, главная проблема рынка ОСАГО связана именно с выплатами. Чаще всего автомобилисты жалуются на несоблюдение сроков рассмотрения обращений и выплат. На втором месте претензии к суммам выплат – они существенно занижены, считают автовладельцы, третье место занимает отказ в страховых выплатах.

Недостаток страховой культуры есть как со стороны страхователей, так и со стороны страховщиков, уверен заместитель заведующего кафедры страхования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Денис Горунов. «Основная проблема при выплатах компенсаций в том, что, когда возникает ущерб, люди хотят, чтобы им полностью восстановили транспортное средство. Однако страховщик не может платить одинаковые суммы за старые и новые машины. Проблема даже не в страховщиках, а в самой системе. Настоящая редакция закона не ограничивает возможности потерпевшего выбирать вид компенсации, но чётко это не прописано, и закон не обязывает страховщика предоставить человеку возможность возмещения ущерба в виде ремонта. Недобросовестные страхователи этим активно пользуются. Если депутаты предусмотрят данную норму как обязательную, надо будет также указать, какие виды ремонта можно выполнять в счёт страховки», – считает Денис Горунов.

По словам эксперта, необходимы чёткие регламенты, которые прояснят для страховщиков и водителей, в какой срок должна быть отремонтирована машина. «Есть требование о тридцатидневном сроке рассмотрения заявления о возмещении ущерба от ДТП. По аналогии с этой нормой в законе также должно быть указано, за сколько дней необходимо провести ремонт автомобиля по страховке, к примеру, за те же тридцать дней», – пояснил замкафедры.

При подготовке текста законопроекта необходимо учитывать не взаимоотношения страховщиков со страхователями, а порядок определения ущерба, уверен главный эксперт Всероссийского общества автомобилистов Андрей Карлов. «Субъективное мнение оценщика, который определяет стоимость работ и запчастей в зависимости от региона, вида автомобиля, не должно влиять на итоговую сумму ущерба. Если человек не согласен с решением оценщика, ему следует обратиться к другим независимым специалистам и предоставить их заключение в суд для вынесения объективного решения», – сообщил эксперт.

Поэтому необходимо разработать чёткие правила компенсаций по ОСАГО при ДТП, чтобы исключить несоответствия в выплатах. «Экспертные организации, которые работают со страховщиками, предлагают не совсем адекватные цены, которые может получить потерпевшая сторона. Часто автовладельцы не могут полностью возместить ущерб в результате аварии. Если разработать правила выплаты и оценки нанесённого ущерба, то поправка будет только на пользу автомобилистам», – говорит Андрей Карлов.

По его словам, существуют несколько методик определения ущерба, но ни одна из них не гарантирует, что сумма компенсации будет рассчитана объективно. «В большинстве случаев страховые организации направляют пострадавшего к экспертам, которые работают с этими компаниями. У таких экспертов стоит задача уменьшить сумму выплат для возмещения ущерба. Чтобы этого избежать, надо вводить единые базы данных с рыночными ценами запчастей и базы данных, объединяющие стоимости услуг в крупных автосервисах по ремонту», – пояснил Андрей Карлов.

Оксана Юсова


Мнение
Виктор Сакович, машинист локомотивно-эксплуатационного депо Москва-сортировочная:
    – Всё зависит от ситуации. При одном повреждении выгодней получить компенсацию по ОСАГО, при другом – отремонтировать за счёт страховщика. После аварии человеку нужно проанализировать и принять решение, что ему больше подходит. Действительность российская такова, что и страховые компании есть липовые, и немало. Я всегда покупаю страховку и КАСКО, и ОСАГО, это недёшево, но я стараюсь максимально обезопасить себя и автомобиль.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30