11 мая 2021 19:43

Программная мозаика

Совершенствование компьютерных технологий позволит эффективнее разрабатывать и своевременно корректировать графики движения

Автоматизированная система расчёта плана формирования поездов (АС РПФП), которая внедряется на сети, обрастает новыми опциями.

Грузовладельцы часто меняют схемы перевозок, что отражается на маршрутах движения подвижного состава
Разработчики улучшают своё детище, чтобы оптимизировать работу специалистов дорожных дирекций движения и узловых станций сети. В системе уже ежедневно работает свыше двух сотен пользователей. И, как утверждают в Центральной дирекции движения, без АС РПФП специалисты обойтись уже не могут.

Система помогает вести учёт, в каком направлении должны двигаться группы вагонов, и подсказывает, к каким поездам их удобнее присоединить. Причём так, чтобы постараться избежать перелома веса поезда. Это позволяет вести составы до станций назначения без лишних остановок. В результате вагоны меньше простаивают, а локомотивы на маршрутах используют интенсивнее.

Расчёты в АС РПФП выполняют по методике «Парето» – поиск рациональных вариантов движения по выбранным показателям: вагоночасы, вагонокилометры, величина энергозатрат, потребности в локомотивах. Соответственно, компьютер подсказывает сразу несколько вариантов формирования графиков. А специалист уже выбирает оптимальный результат. Так ситуация выглядит в теории.

Однако на практике всё по-другому. Дело в том, что система не рассчитана на большое количество собственников вагонов и «не умеет» разбивать состав на множество мелких групп и по каждой из них вести отдельный учёт.

Кроме того, АС РПФП «собирает» часть данных из других специализированных АСУ. Однако не во всех из них информация отражается в реальном времени. Не видны некоторые примечания, которые влияют на диспетчерские решения.

Между тем грузовладельцы теперь часто меняют схемы перевозок, что, в свою очередь, отражается на маршрутах движения вагонов. Если раньше, скажем, после выгрузки угля в порту Мурманск порожняк пересылался в Оленегорск и Ковдор за попутным грузом, то теперь только часть вагонов направляется под погрузку на станции Октябрьской дороги, а для остальных собственники выбирают дальнейшие маршруты исходя из своих задач, что оборачивается дополнительными сортировками вагонов в Мурманске.

Для движенцев это головная боль: надо следить, куда едут вагоны едва ли не поштучно. Поэтому важно, чтобы в АСУ работали дополнительные опции, облегчающие их труд.

Как отмечали специалисты дорожных дирекций на сетевой школе, которых собрали в Санкт-Петербурге, чтобы они лучше освоили новые опции системы, им важна полная справочная информация о зарождении, движении и погашении вагонопотоков. Причём привязанная к конкретным полигонам на сети, с которыми работают в региональных дирекциях. Ведь чаще всего движенцы запрашивают справки по конкретным станциям и вагонным партиям.

В частности, для Северо-Кавказской магистрали это может быть припортовая станция Новороссийск, а для Куйбышевской – одна из стыковых с соседней дорогой. Соответственно, требуются и отчёты об исполненных вагонопотоках. Поэтому для удобства пользователей в программу добавили набор фильтров. Например, по маршрутам и собственникам подвижного состава.

Это позволило, как считают представители Центральной дирекции управления движением, использовать АС РПФП не только для учёта, но и для анализа использования вагонов. Железнодорожники могут даже давать советы операторам, если те захотят улучшить эффективность использования своего парка.

Правда, большинство дорожных серверов не может хранить информацию о маршрутах больше полутора лет, это пока ограничивает возможности долговременных исследований. По-прежнему остаётся бесценным тот опыт, который накапливают за время работы движенцы.

Машина не может заменить человека в плане поиска оптимального плана формирования поездов. Но, как рассказала руководитель группы разработчиков Ирина Осьминина, технологии уже способны помочь в оценках эффективности загрузки инфраструктуры. Такая разработка уже есть.

Кроме того, по её словам, в рамках АС РПФП создана Комплексная автоматизированная система разработки нормативного графика движения поездов. Она будет делать тяговые расчёты и работу с заявками на корректировку графика.

С первого квартала этого года в опытном режиме внедрена подсистема сбора и анализа информации, позволяющая определить параметры поездов. Другая программа призвана ускорить выпуск проектов приказов для обеспечения графиков движения. Автоматизируется ведение тягового-экономических расчётов. В планах на следущий год – разработка адаптивного календарного плана формирования поездов для сети.

Таким образом, в перспективе из новых модулей, как из мозаики, должна сложиться совершенно новая картина: на дорогах появится уникальный компьютерный продукт – единый производственно-технический комплекс, позволяющий не только эффективнее разрабатывать графики движения поездов, но и своевременно их корректировать. А самое главное – анализировать результаты того, как эти графики выполняются.

Александр Солнцев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30