12 мая 2021 14:07

Топливный порядок

Представители Западно-Сибирской и Красноярской дорог совершенствуют доставку угля



Сибирским железнодорожникам удалось увеличить объёмы перевозок угля по сравнению с прошлым годом

За счёт уменьшения компаний-операторов и упорядочения движения порожних вагонов ситуация с завозом угля на объекты ЖКХ и энергетики сейчас складывается более благоприятно, чем в прошлом году. К такому выводу пришли участники Сибирского межрегионального транспортного координационного совета в Новосибирске.

Как грузополучатели, так и железнодорожники не без удовлетворения отмечают: нынче и топливо для нужд энергетиков и коммунальщиков завозят быстрее, и объёмы его поставок значительно увеличились по сравнению с прошлым годом. Прошлогоднего топливного дефицита более не наблюдается.

За прошедшие семь месяцев на обслуживающей весь Кузбасс Западно-Сибирской дороге погружено 181,5 тыс. вагонов для предприятий энергетики. Это на 9,1% больше прошлогоднего показателя. В результате остатки топлива на скаладах энергосистем в зоне дороги превышают нормативы («Новосибирскэнерго» – 324%, «Алтайэнерго» – 309,4%, «Кузбассэнерго» – 176,3% ). Только в августе предприятиям ЖКХ отгружено 11,3 тыс. вагонов и заявка перевыполнена на 2,6%.

Мало в чём уступают соседям и коллеги с Красноярской. Их обязательства перед энергетиками и коммунальщиками Красноярского края и Хакасии также успешно выполняются. Слаженная работа дорог, предприятий энергетики и коммунального хозяйства была отмечена, в частности, на состоявшемся в Кемерове совещании с участием федерального министра энергетики Александра Новака.

Стабильные показатели на Западно-Сибирской магистрали определяет то, что лишь 12 крупнейших компаний-операторов отгружают топливо вместо прежних почти трёхсот. Это позволило навести порядок в использовании порожних полувагонов.

Впрочем, по мнению начальника дороги Александра Целько, потребуется ещё немало усилий, чтобы добиться оптимального количества собственников подвижного состава на каждой станции и увеличить количество маршрутных отправок порожних вагонов.

Решения ждёт и очень важный вопрос неравномерности предъявления грузов для предприятий энергетической отрасли и ЖКХ. Начальники ТЦФТО Западно-Сибирской и Красноярской дорог Игорь Сарычев и Ольга Грищенко отмечают, что совместно с угольными предприятиями и энергосистемами на обеих магистралях выровняли объёмы отгрузки, и ощутимого спада её в летние месяцы не наблюдалось. Однако погрузка для предприятий ЖКХ имеет ярко выраженные сезонные колебания с пиковыми показателями в начале и конце года и минимальными – в его середине.
«Для безболезненного вхождения в отопительный сезон коммунальщикам надо более равномерно закупать уголь в течение года, развивать складские ёмкости для его накопления и хранения в летний период», – считает заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Андрей Филичев.

Специалисты ТЦФТО и дирекций управления движением дорог-соседей едины в оценке усилий по упорядочению управления вагонным потоком после ликвидации инвентарного парка РЖД. По их оценкам, соответствующие постановления правительства и Минтранса несколько улучшили ситуацию. Большие надежды связаны и с предстоящей унификацией тарифов на порожний пробег вагонов. Она позволит не только сократить движение порожняка, но и стимулировать попутную загрузку подвижного состава.

Наибольшую тревогу вызывает нарастающее как снежный ком количество претензий. Заместитель начальника Красноярской дирекции управления движением Юрий Скотников привёл цифры финансовых потерь, связанных с нарушением сроков доставки грузов. Когда в 2008 году на магистрали был максимальный объём погрузки, сумма претензий за семь первых месяцев составляла 19,8 млн руб, а показатель 2012 года превышает её в 19 раз. При этом уровень погрузки составляет лишь 75% от достигнутого в год кризиса. Выход красноярцы видят в развитии системы договорных отношений с собственниками и операторами подвижного состава, направленной на обеспечение доставки порожних вагонов в нормативный срок. Подписанный в декабре минувшего года регламент взаимодействия с ЗАО «НефтеТрансСервис» о регулировании адресного назначения собственных полувагонов дал великолепный результат: в июле эта операторская компания не предъявила ни рубля претензий. Подобная схема партнёрских отношений сейчас выстраивается и с Первой грузовой.

Большое значение имеют достоверность и своевременность предоставления предприятиями прогноза объёмов перевозок на год и среднесрочную перспективу, а также увеличения маршрутизации порожнего подвижного состава.

Правда, директор Новосибирского филиала ЗАО «НефтеТрансСервис» Олег Бурков замечает, что такая практика не даст желаемого эффекта, если и впредь в пути следования маршрутов, отправленных с дорог выгрузки, продолжатся расформирования.

Александр Шамов
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30