18 мая 2021 17:05

Конкурс поможет

Регионы и РЖД поддержали законопроект о пассажирских перевозках

Минтранс опубликовал законопроект «Об организации регулярного пассажирского сообщения и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно документу, каждый регион должен формировать госзаказ на пригородные перевозки и выставлять его на конкурс.

Регионы выставят на конкурс свои заявки на пригородные перевозки
«Основная идея заключается в формировании новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом, – пояснила «Гудку» заместитель руководителя пресс-службы Минтранса Любовь Бритвина. – Государство будет заключать договор на организацию транспортного обслуживания населения на определённых условиях и оплачивать перевозчику эти услуги».

Одна из целей законопроекта – разграничение сфер ведения и ответственности в зависимости от вида сообщения. Пригородное и межрегиональное сообщение отнесено к компетенции регионов.

Их администрации обязаны формировать государственный заказ на пригородные перевозки в рамках бюджетной заявки. Её величина определяется как разница между доходами от перевозок по экономически обоснованному тарифу и по регулируемому. Контракт на перевозки выставляется на конкурс, где начальной ценой является как раз размер этой заявки. Победителю из регионального бюджета выплачивается разница между предложенной им ценой и той, что определена на основе экономически обоснованного тарифа. Если на конкурс будет подана всего лишь одна заявка, то подавшая её компания признаётся победителем и получает компенсацию в размере начальной цены.
«Мы давно ожидаем принятия этого закона, который предусматривает ответственность каждого участника, – говорит руководитель департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых. – В нём подробно расписано, кто и за что отвечает. А это уже даёт право любому участнику процесса при необходимости обратиться в суд. По аналогичной схеме работает весь мир».

В Центре по корпоративному управлению пригородного комплекса ОАО «РЖД» полагают, что после принятия этого закона у регионов уже не останется никаких правовых оснований отказываться от ответственности за перевозки. И если сейчас постоянно слышны нарекания на высокую стоимость и качество обслуживания, то теперь администрации получат право контролировать все эти параметры. Сейчас создано 26 пригородных компаний, и конкуренция между ними будет, полагают в ОАО «РЖД».
«Идея с конкурсами кажется мне замечательной, – говорит председатель комитета транспорта Новгородской области Александр Тарасов. – Пригородная компания диктует нам свою волю, и даже неудобно перед гражданами, что мы не можем создать никакой альтернативы. Если будут такие перевозчики, которые готовы работать для людей, то пусть приходят – мы проведём конкурс».

Кроме того, в Новгородской области есть идея создать свою ППК. Правда, Александр Тарасов считает, что в следующем году это сделать не удастся, поскольку все средства в бюджет нужно закладывать уже сейчас, но в перспективе это вполне можно сделать.

С тем, что сейчас конкурентной среды в пригородных перевозках нет, согласна и начальник отдела экономики и целевых инвестиционных программ министерства транспорта Кабардино-Балкарии Елизавета Ульбашева.
«В регионе действует один перевозчик, и по представленному им экономически обоснованному тарифу нам крайне трудно определить цену услуги, – говорит она. – Поэтому мы всячески приветствуем проведение конкурсов на маршруты. У ныне действующего перевозчика нет собственного подвижного состава, и, естественно, все затраты на его аренду ложатся в тариф. В то время когда пригородными перевозками занималось Минераловодское отделение, перевозки обходились республике дешевле».

Сейчас законопроект о регулярном пассажирском сообщении находится на рассмотрении в министерствах. Затем его передадут в правительство, которое должно внести его в Государственную думу.

Игнат Вьюгин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30